Главное об электронных закупках

"Контрактный офицер" будет редкой профессией

Многие госучреждениям смогут обойтись без службы размещения госзаказа

"Контрактный офицер" будет редкой профессией

Профессиональные службы по размещению заказов, скорее всего, будут создаваться только в крупных учреждениях с большим объемом закупок, заявил замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Государству это должно сэкономить миллионы рублей.

В среду вечером в Минэкономразвития состоялось первое с момента возвращения на доработку законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) совещание, в котором приняли участие эксперты и руководители электронных площадок. Представители общественности помимо предложений увеличить процент заказов для малого бизнеса и претензий к некоторым формам торгов (вроде запроса котировок) высказали мнение, что прописанная в законе о ФКС норма о создании в госучреждениях специальных контрактных служб избыточна.

Назначенный 10 января заместителем министра экономического развития Михаил Осеевский, который теперь курирует развитие ФКС, заявил, что профессиональные службы по размещению заказа должны быть созданы только там, где объем закупок значительный. Лимит условно может быть установлен на уровне 100 млн рублей ежегодного заказа.

Смысла в появлении контрактных управляющих на муниципальном уровне нет, согласна директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами для государственных и муниципальных нужд им. А.Б. Соловьева Ирина Кузнецова.

Определять, какой объем считается значительным, вероятнее всего, будет проект постановления правительства, а не сам закон о ФКС.

Дело в том, что на 5% самых крупных заказчиков приходится почти 90% всех распределяемых через закупки средств. При этом количество проведенных процедур для крупных и мелких заказчиков по итогам года практически одинаково. Ответственность за закупки «маленьких» заказчиков может быть закреплена просто за конкретным сотрудником, в законе есть и другая опция — создавать уполномоченный орган на уровне муниципалитета или субъекта и проводить закупки централизованно. Хотя, по мнению Кузнецовой, этот пункт законопроекта пока недостаточно проработан и необходимо точно прописать, какие функции организации передают уполномоченным органам.

Для «маленьких» заказчиков издержки на трансакции при размещении заказа чересчур велики, считают в Минэкономразвития.

Для того чтобы их снизить, в ведомстве рассматривают возможность увеличить и планку для «прямых закупок» до 200 тыс. рублей. Сейчас без размещения тендера можно купить товары или услуги только до 100 тыс. рублей.

— В этом предложении есть один нюанс. В закупках важны конкуренция и гражданский контроль. 200 тыс. рублей можно размещать неконкурентным образом — это небольшие деньги, — объясняет гендиректор Лаборатории интеллектуального анализа данных Иван Бегтин. — Однако факт покупки должен фиксироваться в бюджетных системах, иначе значительная часть покупок чиновников от глаз граждан может скрыться.

Информацию о проведенных закупках все равно будет нужно публиковать, а Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в случае нарушения будет разбираться с недобросовестными заказчиками, успокаивают в министерстве. В ведомстве считают, что нужно дать муниципальным чиновникам спокойно работать и контролировать не процедуры, а результат. Переход на новую систему закупок для них будет, скорее всего, более тяжелым, поэтому в законопроект могут внести изменения и увеличению переходного периода для таких организаций.

— У всех крупных заказчиков уже есть в штате специалисты, которые занимаются закупками и несут за это ответственность. Заказы должны в целом преимущественно размещаться через уполномоченные органы, — говорит начальник управления госзакза ФАС Михаил Евраев. — Хотя претензии и ФАС, и Генпрокуратуры касались не только вопроса создания службы контрактных офицеров, но и коррупциогенности законопроекта в целом.

Законопроект о федеральной контрактной системе был разработан Минэкономразвития взамен действующего 94-ФЗ (его разработала ФАС). Документ был внесен в правительство в ноябре 2011 года с таблицей разногласий от Минфина и антимонопольщиков. Однако в конце прошлого года аппарат правительства вернул законопроект в Минэкономразвития на доработку из-за претензий со стороны контрольного управления и генпрокуратуры. На исправление документа дали полгода. 

Статьи по теме