Главное об электронных закупках

Пять пишем – два в уме: ЕАЭС необходимо упорядочивать двусторонние отношения

Единые правила госзакупок рождаются в муках.

Пять пишем – два в уме: ЕАЭС необходимо упорядочивать двусторонние отношения

Протокол о взаимном доступе предпринимателей к госзакупкам в рамках Евразийского экономического союза был подписан летом 2016 г. До 1 января 2018 г. каждая из пяти стран — Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и Армения — должна привести свое законодательство в соответствие с положениями протокола. Также всем им необходимо обеспечить переход на электронный формат закупок. Т94 с помощью экспертов обрисовал круг проблем, которые могут возникнуть при реализации этого плана.

Странам ЕАЭС в сфере организации общих госзакупок приходится решать тесно связанные между собой политические, технологические и законодательные проблемы.

 

По мнению Дмитрия Казанцева, начальника отдела правовой экспертизы B2B-Center, главная задача – унификация электронных подписей. "Взаимный доступ к госзакупкам будет возможен только при условии, что пятью странами будут приняты единые требования к электронным подписям. Этому могут мешать проблемы двусторонних отношений, которые порой отвлекают участников ЕАЭС от выработки совместных конструктивных решений", – говорит эксперт. 

 

На межправительственном совете ЕАЭС, который состоялся 7 марта 2017 г. в Бишкеке, Премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву уже пришлось высказаться достаточно резко: "Считаю, что злоупотребление правом Союза неприемлемо, интеграция имеет наднациональную природу и должна оставаться над национальной или двухсторонней повесткой дня. Здесь мы рассматриваем вопросы, которые касаются всех". Конфликтная ситуация возникла из-за претензий белорусского премьера Андрея Кобякова, высказанных по поводу российских цен на газ. Дмитрий Медведев напомнил, что европейские цены значительно выше. 

 

Пресс-служба Президента республики Беларусь Александра Лукашенко уже через два дня опубликовала его заявление по этому поводу: "Мне казалось, и я думаю до сих пор, и, наверное, подавляющее большинство русских людей и россиян думают и понимают, что наши отношения с Россией – это не бухгалтерия. Бухгалтерия здесь и цена на природный газ, который не принадлежит Медведеву, не должна лежать в основе наших отношений". Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, напротив, уже более двадцати лет активно продвигает идеи создания союза, основанного на экономическом прагматизме. Он выступает за это с 1994 г. Однако, позицию Казахстана по отношению к ЕАЭС в случае смены президента предсказать не возьмется никто. Не стоит забывать, что у казахской стороны есть и альтернативный вариант интеграции, на почве "водной дипломатии" – со странами Центральной Азии: Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном и… Кыргызстаном. 

 

Армения активно идет на сотрудничество с Россией в сфере организации электронных закупок. Однако в феврале этого года армянский парламент принял изменения к Постановлению №168, которые отменяют 15% преференции на госторгах для поставщиков из Армении и стран ЕАЭС. Это не противоречит правилам союза, так как преференций в равной мере лишились все. Местного производителя Армения собирается поддерживать другими методами – например, субсидиями. 

 

Таким образом, политическая основа организации общих госзакупок пока представляется шаткой. Но даже если отбросить политические сложности, прогноз остается пессимистичным: "Мало добиться признания электронных подписей на юридическом уровне, есть еще уровень технологический. Например, сейчас электронные подписи взаимно признаются Россией и Беларусью, но Удостоверяющих центров, где их можно было бы получить белорусскому поставщику, очень немного", – говорит Дмитрий Казанцев. 

 

Примет или не примет ЭТП электронную подпись, выданную иностранным Удостоверяющим центром, – это сейчас вопрос доверия, поясняет Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка Михаил Константинов. В России Удостоверяющие центры проверяют клиента в том числе и по основному государственному регистрационному номеру (ОГРН). В других странах он не предусмотрен. "Нужна ли такая функция проверки или не нужна, чем обернется выравнивание в ту или иную сторону – это надо просчитывать, – говорит эксперт, – все должно идти от экономической целесообразности". 

 

Технологические проблемы проявляются больше на уровне программного обеспечения, но и здесь все неоднозначно. Пока ни один сайт госзакупок ни в одной стране ЕАЭС не обходится без сбоев и многочасовых технических работ. На работу российской ЕИС поступает масса жалоб. Однако, независимые электронные торговые площадки справляются лучше, их можно видеть на лидирующих позициях рейтинга RAEX в номинации "Техническая стабильность и скорость работы". 

 

По мнению Михаила Константинова, это вопрос наличия конкуренции: "Пользователь всегда сделает свой выбор, если он у него есть, в пользу площадки с меньшими технологическими окнами. Существует принципиальная возможность быстро и стабильно работать вообще без них, здесь все зависит от того, готов ли оператор вкладываться в технологии. Не будем говорить о случаях успешных хакерских атак, это форс-мажорная ситуация. Но следует помнить, что ежедневная комфортная работа требует инвестиций. Именно поэтому из 163 существующих ЭТП в России реально работает чуть больше двадцати". 

 

Несмотря ни на что, торги c участием поставщиков из ЕАЭС все-таки проводятся. В "Сбербанк-АСТ", куда обратился за комментарием Т94, настроены позитивно: "На текущий момент на нашей электронной торговой площадке аккредитовано 276 белорусских поставщиков. С 2016 г. по настоящее время у нас проведено 110 аукционов с участием предприятий из Беларуси, на сумму более 903 млн руб. 22 аукциона ими было выиграно". Белорусские поставщики как правило участвуют в тендерах на поставку изделий легкой промышленности, средств наземного, воздушного и водного транспорта, услуг транспорта и связи, услуг в непроизводственной сфере. 

 

Конечно, это только начало сложного и длительного процесса. "Помимо электронных подписей, стоит проблема унификации самих закупочных инструментов: будут ли это конкурсы, аукционы, запросы котировок, какие-то новые формы ведения торгов. У Армении свой уникальный набор инструментов, а на портале госзакупок Кыргызстана доступны только аукционы на понижение цены. Вывести все это на уровень взаимодействия пяти стран очень сложно. Требуется переходный период отладки хотя бы двусторонних процессов. Но даже для переходного периода сроки определить затруднительно. Проблемы эти возникли не вчера, обсуждались они еще в 2008-2009 гг.", – продолжает рассказывать о реалиях Дмитрий Казанцев. 

 

Между тем, сроки официально определены: до 1 января 2019 г. в странах ЕАЭС должны быть внедрены технологии, обеспечивающие открытость и прозрачность закупок и совместимость технологических платформ. "Если есть понимание того, как это делать, все решается довольно быстро. Два года – это хороший срок. Основной вопрос в выборе решения. Российская Федерация, например, пошла своим путем и выбрала независимые площадки. У остальных стран пока по одной технологической платформе, которую содержат на бюджетные средства. С наличием международного и российского опыта, с хорошо проработанными нормативными актами, многим странам становится намного проще выстраивать свою собственную систему закупок", – пояснили Т94 в "Сбербанк-АСТ". 

 

Понимание, конечно, необходимо. Пока не обходится и без откровенных казусов. Например, сайт госзакупок Армении сделан на трех языках, но по-русски можно прочесть только информацию на главной странице. Содержание раздела "Часто задаваемые вопросы" выводится исключительно на армянском. Таким образом, российский поставщик, желающий принять участие в торгах, должен либо владеть армянским языком, либо воспользоваться услугами переводчика. Эту проблему признал на встрече с журналистами в Ереване 17 марта 2017 г. заместитель министра финансов Армении Карен Тамазян. Он также отметил, что документация по ряду тендеров все-таки публикуется на армянском, русском и английском. 

 

Кроме понимания, нужны и деньги, напоминает Михаил Константинов: "Все заработает, если регулирование будет подкреплено экономической моделью, если запущенные процессы будут выгодны операторам, поставщикам и заказчикам". 

 

По сообщению пресс-службы Евразийской экономической комиссии, до 2 апреля 2017 г. на информационном ресурсе "Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза" будет опубликована так называемая "Белая книга". Это доклад "Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС", в котором определены десятки направлений для проработки. Первую «дорожную карту» планируется представить уже летом этого года на Евразийском межправительственном совете. Конечная цель – среда с едиными законодательными нормами, правилами и технологиями закупок. Однако даже на уровне одной какой-то страны, как хорошо знают в России, такую среду создать крайне сложно.

 

Автор: Олеся Кривцова