Главное об электронных закупках

Процесс создания единого каталога товаров, работ и услуг продолжается – продолжается и дискуссия

Между "Ростелекомом", Минэкономразвития, а теперь еще и электронными торговыми площадками, в очередной раз разгорелось противостояние за право создавать единый каталог товаров, услуг и работ. Побороться есть за что, ведь данный ресурс должен облегчить жизнь всем: и госзаказчикам, и госкомпаниям, и поставщикам, и даже контролерам.

Процесс создания единого каталога товаров, работ и услуг продолжается – продолжается и дискуссия

Как известно, в первую очередь, новый каталог одну из основных проблем госзакупок – называние одного и того же товара по-разному, когда выбор названия непредсказуем. Евгений Вдовин, управляющий партнер "Ценовых и контрактных решений", назвал такую систему закупок без каталога (существующую на сегодняшний день) походом в магазин с завязанными глазами.

Таким образом, с начала 2017 года каталог должен начать функционировать как часть Единой информационной системы (ЕИГ) государственного заказа. С этого времени все объекты закупок будут указываться строго по каталогу. За формирование и ведение этого перечня, согласно действующему законодательству, отвечает Минэкономразвития. Но порядок ведения каталога и порядок его использования будет определять правительство.

Известно, что на данный момент в Минэкономразвития работают над проектом постановления о временных правилах для каталога. В этом документе предлагается взять за основу данные из уже работающего каталога Москвы и поручить Высшей школе экономики помочь разработать соответствующие шаблоны для общероссийского каталога, которые должны включать наименование товара, его характеристики и код в каталоге. Создание шаблонов, а также принятие решений о включении товаров в каталог – это компетенция Минэкономразвития, говориться в постановлении, но все свои решения министерство должно предварительно рассматривать на экспертном совете по каталогу и согласовывать с ФАС. А в отношении поставщиков, в свою очередь, предлагалось установить определенную плату за включение их товара в каталог.

Но совсем недавно, в сентябре 2016 года, созданием единого каталога товаров, работ и услуг заинтересовался "Ростех". Вопрос участия этой госкорпорации в процессе формирования перечня даже обсуждался на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Как известно, "Ростех" состоит в группе по подготовке дорожной карты системы мониторинга закупок лекарств. Но дальнейшие планы компании в ее пресс-службе пока не комментируют.

А на днях, 10 октября 2016 года, о желании участвовать в создании каталога объявили и электронные торговые площадки. По этому поводу было подписано соглашение о намерениях. Свои подписи под этим документом поставили гендиректор ЕЭТП Антон Емельянов, гендиректор "Сбербанк-АСТ" Николай Андреев, гендиректор Агентства Татарстана Яков Геллер, гендиректор "РТС-тендера" Виктор Степанов, гендиректор ЭТС Евгений Эллинский и президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников. В ближайшее время намереваются приобщиться к соглашению председатель совета директоров B2B Александр Бойко и гендиректор "Фабрикант.ру" Сергей Габестро. В соглашении о намерениях указано, что электронные торговые площадки (на них приходится 50% всего госзаказа) готовы принимать участие в разработке методологии и непосредственном создании каталога. Мало того, представители ЭТП заявляют о готовности создать Единую аналитическую систему цен, используя накопленные за 5 лет данные о результатах своих торгов. Гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов подчеркивает, что такой подход кардинально поменяет принципы проведения закупок.

А президент Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Алексей Рыбников подчеркнул, что, если подойти к процессу создания каталога как к сотрудничеству, то его формирование может даже оказаться для государства бесплатным.

В Татарстане, например, уже самостоятельно сделали такой каталог. Он содержит около 7000 позиций. На реализацию проекта было потрачено около 3-5 млн рублей. А председатель совета директоров "B2B-Center" Александр Бойко сообщил, что у его площадки также есть электронный магазин с каталогом на 1 миллион позиций. Точно назвать, во сколько обошлось создание такого ресурса, Бойко не берется, отмечает только, что создание алгоритма встраивания готовых списков наименований от компании в общую систему стоило $10 млн. Вместе с тем, он акцентирует внимание на том, что создание каталога без привлечения государственных средств вполне реально, если разрешить выполнять это задание электронным площадкам. Ведь ЭТП, в первую очередь, заинтересованы в появлении такого перечня, благодаря которому можно будет увеличить количество позиций в каталогах, а значит, и прибыль.

Представители электронных площадок уже участвовали в правительственных совещаниях по созданию каталога. По этому вопросу было несколько встреч с IT-специалистами. Но в Минэкономразвития категоричны. В очередной раз в министерстве заявляют, что электронные площадки к созданию каталога привлекаться не будут. Все необходимые данные есть, они собираются и структурируются в Единой информационной системе.