Главное об электронных закупках

Производство на аутсорсинг

В России утвержден план развития системы поставщиков

Производство на аутсорсинг

Правительство утвердило план по развитию системы поставщиков, в рамках которого предполагается увеличение объемов субконтрактации крупнейшими компаниями с госучастием. Также планируется создание сети центров субконтрактации и специализированных электронных платформ.

Российские власти задумались о создании в стране целой системы производственного аутсорсинга, которая должна помочь развитию малого и среднего бизнеса за счет выполнения заказов крупнейших компаний с государственным участием. План мероприятий для реализации проекта был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым 26 ноября и согласован с планом мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития России на 2017–2018 гг.

К весне следующего года федеральные органы исполнительной власти, в том числе Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин, должны проанализировать действующие в России и за рубежом практики субконтрактации и оценить объемы производственного аутсорсинга в России. Также до марта 2019 г. ответственные федеральные ведомства должны представить свои предложения по массовому внедрению лучших российских и зарубежных практик субконтрактации.

Попытки развивать промышленный сектор с помощью вовлечения производителей в кооперационные процессы для  дозагрузки свободных производственных мощностей, как отмечает президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе, предпринимались в стране и раньше. «В свое время мы начинали делать систему субконтрактации в Москве и развивать ее в регионах, но идея не была поддержана. Система субконтрактации может помочь малому и среднему бизнесу, но чтобы добиться результатов, она должна быть открытой. Прежде всего нужна активность со стороны заказчиков. Но механизм реализации на данный момент я слабо представляю», — говорит он.

Утвержденный правительством план развития системы поставщиков в РФ является частью концепции по созданию евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации. Предполагается, что евразийская сеть сможет наладить связи между промышленными предприятиями государств ЕАЭС, при этом в производство должны быть вовлечены малые и средние предприятия.

По словам председателя оргкомитета Всероссийского движения «За честный рынок» Ильи Хандрикова, страны-члены Евразийского экономического союза достаточно успешно развивают промкооперацию с участием МСП. «Если мы возьмем наших партнеров, к примеру, Казахстан. У них прошло несколько реформ в области предпринимательства, которые позволили перейти на реальный уровень кооперации в промышленности. Пока мы не можем догнать коллег. У нас есть некая вертикальная интеграция, которая не пускает к себе малый и средний бизнес. Важно переломить ситуацию, когда у нас стремительно сокращается число представителей МСП, которые и должны работать в сфере субконтрактации», — уверен эксперт.

Российское правительство также намерено поддерживать малое и среднее предпринимательства, в том числе инновационные и высокотехнологичные предприятия. Для этого планируется создавать цифровые платформы в сфере торговли и субконтрактации, где можно будет подбирать надежных поставщиков или продвигать производимую продукция или услуги.

«На уровне лозунгов субконтрактация у нас в стране начинается развиваться, но когда крупная компания начинает считать себестоимость продукции у малого бизнеса, то им становится выгоднее самим купить современное оборудование для собственного производства, – объясняет президент МОО «Московской ассоциации предпринимателей» Андрей Поденок. – У малых предприятий зачастую устаревшая производственная инфраструктура, не хватает квалифицированных специалистов. К сожалению, если посчитать стоимость металла на нашем Челябинском тракторном заводе и стоимость готового трактора аналогичной мощности, который производят в Китае с кондиционером и автоматикой, то у нас только металл дороже стоит, чем весь китайский трактор».

Еще одной обсуждаемой мерой поддержки предпринимательства и развития промышленного сектора является организация встреч производителей и поставщиков, в результате которых крупный бизнес должен находить новых подрядчиков и партнеров. «Я очень скептично отношусь к идеи проведения сессий знакомства российских поставщиков с крупными компаниями. Понятия патриотизма в бизнесе нет, там другие интересы — необходимо зарабатывать миллиарды», — говорит Илья Хандриков.

При этом, эксперты едины во в мнении, что формирование российского сегмента сети промышленной кооперации и субконтрактации несет в себе определенные риски, так как в существующей системе закупок есть ряд нерешенных проблем. «Отчасти госзаказ заместил коммерческий спрос, но проблема наших взаимоотношений с крупными госкомпаниями заключается в том, что даже получив подряд, малый и средний бизнес не всегда может получить прибыль. Налоговая система построена так, что подрядчик отдает продукцию какой-либо корпорации, а она вовремя не оплачивает заказ, при этом НДС все равно с бизнеса требуют», — поясняет Андрей  Поденок.

По мнению Александра Иоффе, система поставщиков в России должна быть максимально открытой, чтобы избежать нарушений, в том числе антимонопольного законодательства. «Есть определенные риски, связанные с существующей практикой, когда крупные компании отдают субконтракты аффилированным структурам, либо создают внутри корпораций подразделения, которые выполняют функции не свойственные деятельности этих корпораций. Так, у госкомпаний появляются собственные дома отдыха, больницы, авиапарки. Нормальная международная практика, когда каждый занимается своим делом, крупной компании выгоднее и организационно, и финансово отдать контракт на аутсорсинг», — резюмировал эксперт.