Главное об электронных закупках

Проекту ОФН «За честные закупки» — 4 года

Активисты подводят промежуточные итоги

Проекту ОФН «За честные закупки» — 4 года

За четыре года работы проекта ОНФ "За честные закупки" активисты отменили и устранили нарушения более чем в 870 закупках на общую сумму 249 млрд руб. За все время к работе проекта подключились более 8 тыс. активистов со всей страны, рассказал T94 координатор проекта, депутат Госдумы Антон Гетта. Это небольшой объем по сравнению со всем объемом денежных средств, которые проходят через систему закупок, однако эти суммы сопоставимы с тратами на такие масштабные проекты, как строительство "Зенит Арены", говорят эксперты.

Проект ОНФ "За честные закупки" был создан в 2013 г. для борьбы с нарушениями при госзакупках, в т.ч. с неоправданно роскошными заказами чиновников. Присоединиться к нему может любой желающий.

За эти четыре года законодательство о закупках претерпело значительные изменения. Некоторые из них существенно способствуют борьбе с нецелевыми закупками, отмечает Антон Гетта. В январе 2016 года на базе портала zakupki.gov.ru заработала одна из крупнейших государственных IT-систем — Единая информационная система контроля госзакупок (ЕИС). Она стала первым шагом глобальной реформы по переводу всех закупок в электронную форму, которая должна завершиться в 2019 г Сейчас идет работа над правилами формирования и ведения единого каталога товаров, работ и услуг по госзакупкам в Единой информационной системе (ЕИС). Предполагается, что с 1 октября каталог должен был стать обязательным для всех участников. Его появление упростило бы жизнь и заказчикам, и поставщикам, повысило прозрачность и эффективность закупок, считает депутат.

Месяц назад проект ОНФ начал работу по пяти новым направлениям: социальная справедливость, проблемы качества питания в образовательных учреждениях, "строительные полуфабрикаты", мониторинг незаконных действий управляющих организаций, контроль за доведением субсидий при чрезвычайных ситуациях до людей. "В работе по новым направлениям мы отталкиваемся от сигналов людей. Случаи несправедливости, некачественное питание в образовательных и бюджетных учреждениях, управляющие организации, которые незаконно взимают плату, не введенные в эксплуатацию социальные объекты — школы, физкультурно-оздоровительные центры, всё это негативным образом отражается на жителях страны. Мы в каждом случае разбираемся детально и стараемся помочь добиться справедливого разрешения проблемы", —  сообщил Гетта.

Один из первых примеров — содействие в расторжении контракта между детским садом №16 "Искорка" в г. Красном Сулине Ростовской области и поставщиком некачественного питания после обращения активистов к губернатору Ростовской области. Детей кормили лишь на 50% от нормы, пояснил Гетта. В будущем ОНФ, по его словам, будет добиваться включения ООО «Империя вкуса», на работу которого жаловались воспитатели и родители, в реестр недобросовестных поставщиков.

По данным Минэкономразвития, ежегодно объем закупок по контрактной системе РФ составляет 25-30 трлн руб. Получается, что закупки, в которых ОНФ выявила нарушения за 4 года, составляют всего 0,2% от общей суммы за этот период, говорит директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов.

"Стоит учесть, что 250 млрд руб. за четыре года – это в среднем 62,5 млрд руб. в год. Для того, чтобы понять, много это или мало, можно вспомнить, как в 2010  году Дмитрий Медведев оценил только прямое "циничное, хамское воровство государственных денег" в 1 трлн. рублей при общем годовом объёме тогдашних госзакупок в 5 трлн. Рублей", — напоминает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. По данным ЕИС в 2016 году объём госзакупок составил чуть большее 6 трлн. рублей, при этом сами активисты со ссылкой на Счётную палату приводят данных о нарушениях за год почти на тот же 1 трлн. рублей.

Общественный контроль сверху не построишь, созданная в России контрактная система порождает злоупотребления, поскольку отвергает лучшие мировые практики закупок и контроля, уверен Ульянов. В таких условиях общественные проекты бьют по верхам, их расследования скорее можно воспринимать как политически ангажированные шаги, чем как системную работу, считает он.

Результат ОНФ – это намного лучше, чем отсутствие результата, спорит Казанцев. "Ведь сэкономленная ими в среднем за год сумма превосходит стоимость печально известной "Зенит Арены". Однако для радикального изменения ситуации с нецелевым использованием бюджетных средств необходимо объединить усилия всех активистов, работающих в данном направлении, независимо от их политических пристрастий", — считает он. Еще одним важным шагом, по его словам, могло бы стать изучение и практическое использование квалифицированных суждений экспертного сообщества о том, что именно считать таким нецелевым расходованием и по каким критериям отделять эффективную закупку от неэффективной.

Автор: Анастасия Смоленская

Статьи по теме