Главное об электронных закупках

Преференции для стран ЕАЭС при смешанных закупках могут отменить

Мнения экспертов об этой инициативе неоднозначны

Преференции для стран ЕАЭС при смешанных закупках могут отменить

Правила госзакупок товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут быть пересмотрены. Минфин готовит изменения в приказ Минэкономики, которым для них были предусмотрены 15-процентные стоимостные преференции. В настоящее время новые правила проходят межведомственное согласование.  

"Предполагается предусмотреть исключение положений действующего приказа Минэкономразвития России в части предоставления преференции участникам, предлагающим к поставке товары из ЕАЭС, стоимостная доля которых по отношению к иностранным товарам превышает 50%", — сообщает Минфин.

Напомним, что согласно действующему сейчас приказу Минэкономразвития, если в гостендере побеждает поставщик товаров, произведенных в одной из стран ЕАЭС, то контракт заключается по предложенной им цене. Если же победителем оказывается поставщик товаров из других стран, для него стоимость контракта должна быть снижена на 15%. В случае смешанной закупки для получения преференций необходимо доказать, что доля товаров из стран ЕАЭС в ней составляет более 50%.

Минфин намерен сохранить стоимостные преференции для поставщиков из ЕАЭС, а также "балльные" преимущества при рассмотрении заявок, запросе котировок и предложений. Однако участники торгов, предлагающие в одной закупке и союзные, и иностранные товары, не смогут претендовать на привилегии, поскольку, по мнению Минфина, проверить соотношение товаров от разных производителей на практике невозможно – расчет доли производится на основании ценовой информации участника, который может оказаться недобросовестным.

Кроме того, Минфин предлагает вообще отказаться от практики смешения в одной закупке иностранных и союзных товаров для того, чтобы перекрыть эту лазейку в законодательстве.

Мнения опрошенных T94 экспертов о новой инициативе Минфина разошлись. Так, генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов считает ее своевременной, поскольку смешанные закупки действительно превратились в лазейку, позволяющую поставщикам получать преференции для товаров из ЕАЭС за счет манипулирования ценой – повышения стоимости товаров из ЕАЭС и снижения цены иностранных товаров. По его мнению, нормативную базу необходимо постоянно совершенствовать для того, чтобы делать невозможными все новые и новые схемы обхода прописанных в законе правил.

Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, напротив, видит в инициативе Минфина переход от преференционной логики к запретительной. "Если изначально главным в механизме было предоставить преимущества максимально широкому кругу союзных производителей, то теперь главным желанием стало "насолить" максимальному числу производителей иностранных, – говорит он. – И дело даже не в проверке по пресловутому вопросу "больше 50% или меньше 50%". Дело в принципиальном подходе: зачем отделять стеной продукцию ЕАЭС от продукции иных стран? Зачем подходить к российской экономике как к экономике-изгою, продукция которой не должна смешиваться с продукцией иностранной? Неужели для потребителя так важно, чтобы с белорусской картошкой ему по госконтракту не подсунули пару мешков картошки азербайджанской?"

По мнению Дмитрия Казанцева, создание преференций для отечественных поставщиков – совершенно нормальный процесс. "Однако когда сами процедуры таких преференций доходят до отцеживания комара, едва ли можно ожидать от этого положительного эффекта и для закупочной работы заказчиков, и для контрактной системы в целом", – резюмирует он.

С Дмитрием Казанцевым согласен и Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ. "В действиях Минфина остро чувствуется подход ФАС – запретить все, что не в состоянии рассчитать и проверить через систему отчетов и нормативов, – говорит эксперт. – Экономическая логика такова: если хочешь купить дешевле, похлопочи побольше". По мнению Михаила Константинова, таким образом заказчика подталкивают к закупкам иностранной продукции. Просто потому, что хлопот с объявлением отдельных закупок "только для EАЭС" будет больше.

Автор: Наталья Рудычева