Главное об электронных закупках

Правительство законодательно закрепило преференции для российских товаров и услуг при закупках госкомпаний

Премьер-министр РФ законодательно закрепил преференции для товаров, услуг и работ отечественного происхождения при закупках госкомпаний и естественных монополий. Новые нормы вступают в силу с 1 января 2016 года. С этого времени иностранным поставщикам будет труднее конкурировать с российскими.

Правительство законодательно закрепило преференции для российских товаров и услуг при закупках госкомпаний

Как известно, при участии в конкурсах, товары российского производства автоматически будут считаться дешевле на 15%,  чем указано в заявке. Но после победы контракт с таким участником будет подписываться по цене заявки. И наоборот, если победителем закупки будет признан иностранный поставщик, то ее стоимость автоматически уменьшится на 15%. Новые правила не будут относиться к закупкам, объявленным до Нового года. Вместе с тем, в принятом документе указано, что преференции распространяются также на поставщиков из ЕАЭС.

Стоит напомнить, что практика введения ценовых преференций для товаров отечественного происхождения для российского правительства не новая. Сейчас действуют нормы о 15-процентном преимуществе для российской продукции при госзакупках посуды, продуктов и некоторого оборудования. Также различные ограничения введены на закупки 420-ти видов иностранных товаров в оборонной сфере, при закупках лекарств и медизделий.

О введении преференций для российских товаров при закупках госкомпаний еще в марте просила правительство "Роснефть". Но до этого времени в Кабинете министров ограничивались только поручениями о разработке планов импортозамещения в госкомпаниях. Закрепление прямых преимуществ, поясняли министры, может быть признано как противоречащее нормам ВТО.

Поэтому в процессе подготовки принятого правительственного постановления этот вопрос неоднократно обсуждался с ФАС, Минэкономразвития и другими ведомствами. Участвовавший в разработке постановления замминистра связи Михаил Евраев поясняет, что в пользу введения преференций был использован тот факт, что нормы ВТО предусматривают запрет на преференции при закупках товаров для перепродажи, а госкомпании, как известно, в первую очередь проводят закупки для собственных нужд (для производственных целей).

О том, что принятое постановление правительства не носит революционный характер, говорит и замминистра экономического развития Евгений Елин, поскольку оно касается только сфер, определенных Генеральным соглашением по тарифам и торговле ВТО.

С позитивными отзывами о введенных преференциях выступили также представители самих государственных компаний. Например, представитель РЖД подчеркивает, что теперь возможность поддержки российских предпринимателей закреплена официально. А в "Автодоре" заявляют, что уже работают над составлением новых правил конкурентных процедур, в которых будут учтены все пункты постановления.

Михаил Евраев акцентирует внимание на том, что введение новых правил закупок госкомпаний и естественных монополий никаким образом не скажется на качестве поставляемых товаров, так как порядок описания закупаемых товаров, услуг и работ достаточно подробно описан в положении о закупках и регламентирован законом. Самое очевидное и ожидаемое последствие введения преференций – это рост цен на отдельные категории товаров.

С замминистра связи согласны представители госкомпаний. Сотрудник одного из таких предприятий отмечает: вопрос необходимо было решать в другой стороны – путем введения неценовых преимуществ: снижением квалификационных требований, улучшением условий авансирования и уменьшением размера обеспечения заявки.

О сложностях, которые могут повлечь за собой принятые преференции, говорят и другие эксперты. Например, первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин предполагает, что данное постановление правительства может быть воспринято госкомпаниями и естественными монополиями как сигнал закупать только отечественные товары, работы и услуги. Ввиду того, что у многих из этих предприятий есть контракты с зарубежными компаниями, можно говорить о рисках нарушения обязательств и сложностях при подписании новых договоров с иностранными субъектами.

Таким образом, единственной точки зрения на введение преференций для товаров отечественного производства при закупках госкомпаний и естественных монополий на данный момент нет.
 

Статьи по теме