Главное об электронных закупках

Правительство озаботилось закупками у единственного поставщика

И намерено упростить процедуру госзакупок

Правительство озаботилось закупками у единственного поставщика

Правительство намерено резко сократить число закупок у единственного поставщика. Для этого надо серьезно упростить процедуру заключения госконтракта. Соответствующие предложения будут разработаны в ближайшее время.

Правительство наконец-то обратило внимание на рост доли закупок у единственного поставщика. Об этом в интервью «Россия 24» рассказал Антон Силуанов, первый вице-премьер и министр финансов. «Председатель правительства дал поручение недавно очень жесткое о том, чтобы снизить количество, резко причем сократить, количество оснований для закупок у единственного поставщика», – заявил министр финансов.

По его словам, сегодня государство экономит на госзакупках около 5%, в то время как раньше этот показатель составлял 7-10%. Доля закупок у единственного поставщика постоянно растет. Проблема возникла из-за того, что государство в своем стремлении сделать закупки «более объективными, более чистыми, более прозрачными» создало очень сложный механизм. По мнению Антона Силуанова, необходимо «серьезно упростить процедуры» проведения госзакупок и сократить долю контрактов с единственным поставщиком. Этот вопрос уже обсуждается с ФАС и Минэкономразвития. Предложения об упрощении процедур, требований и регламентов к проведению государственных закупок будут разработаны в ближайшее время, говорит министр финансов.

В ФАС России T94 сообщили, что ведомством уже разработан комплекс мер по сокращению случаев заключения контрактов у единственного поставщика. Одной из ключевых мер, которая предлагается ФАС России, является предоставление предпринимателю возможности защитить свои права при одностороннем расторжении контракта. Одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика происходит без предоставления предпринимателям возможности защиты своих прав. Предприниматель в такой ситуации теряет и контракт, и до 30% обеспечения по нему даже при признании компании добросовестной при рассмотрении вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Угроза расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке является одной из причин, демотивирующих предпринимателей участвовать в торгах по госзаказу, что, соответственно, приводит к увеличению случаев заключения контракта с единственным поставщиком. «Поэтому мы предлагаем предоставить исполнителю контракта возможность защиты своих прав путем синхронизации вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта с решением о включении компании в РНП», – отметил Михаил Евраев, заместитель руководителя ФАС России.

По мнению Николая Баранова, заместителя директора Центра реализации образовательных программ и проектов Института ВШГУ Академии при Президенте РФ, снижению числа закупок у единственного поставщика может способствовать целый ряд мер. Во-первых, это масштабное внедрение электронных магазинов, где заказчик приобретает товар, работу, услугу фактически одним щелчком мыши. Во-вторых, введение предквалификации поставщиков, что позволит повысить качество закупаемых товаров, работ, услуг. В-третьих, расширение случаев и возможности централизации закупок, проведения совместных закупок, что позволит повысить квалификацию заказчиков. В-четвертых, внедрение института аттестации контрактных управляющих, специалистов в сфере закупок, экспертов в сфере закупок на соответствие квалификационным требованиям. Кроме того, Николай Баранов считает необходимым провести аудит всех случаев закупки по ст. 93 и перевести в полноценный электронный вид все процедуры – планирование, закупка, исполнение госконтракта.

Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, считает, что для того, чтобы добиться заметного упрощения закупочных процедур, прежде всего стоит уйти от парадигмы, что есть только два способа закупок: аукцион и неправильный. «Заказчик должен получить возможность проводить настоящий конкурс, настоящий запрос предложений и настоящий запрос котировок, а не суррогаты аукциона, которые лишь формально носят эти названия», – говорит он. Во-вторых, заказчик должен иметь возможность сам выбирать, какой способ закупки подойдёт для приобретения именно этой продукции. В-третьих, необходимо сократить и упростить требования к закупочной документации, сделав обязательными лишь ответы на ключевые вопросы: Какая продукция закупается? На каких условиях должна производиться поставка? Кто не может быть поставщиком? Какие критерии используются для выбора победителя? Как по этим критериям вычисляется лучший поставщик?

Параллельно необходимо зеркально облегчить требования для участника закупки, сократив до минимума и предоставляемые в составе заявки документы, и возможности для отклонения по «формальным» основаниям. А вот возможность отклонить за несоответствие по опыту или по качеству предлагаемой продукции, наоборот, должна стать основной. «Необходимое в давние годы деление заявки на первую и вторую части уже стало архаизмом, от которого необходимо освободить и заказчика, и поставщика», – говорит Дмитрий Казанцев.

Напомним, что в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов на 2019–2024 годы сказано, что в 2017 г. было заключено 1,8 млн контрактов с единственным поставщиком, их общая сумма составила 3,5 трлн руб. или 56% от всех закупок. По данным Transparency International, в 2017 г. по решению президента или правительства без конкурса было заключено 3837 контрактов на общую сумму свыше 418 млрд руб. Это около 5,5% от общего объема госзакупок, который, по данным ЕИС, в 2017 составил 7,5 трлн руб.

Ранее ФАС уже разметила для общественного обсуждения проекты регламентов подготовки доклада и обращений к Президенту об определении единственного поставщика при госзакупках.

Автор: Наталья Рудычева

Дмитрий Казанцев
Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center
Михаил Евраев
Николай Баранов
Заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ