Главное об электронных закупках

Правительство Санкт-Петербурга разработало типовое положение о госзакупках

Если раньше каждое учреждение могло писать правила своих госзакупок самостоятельно, то теперь они должны будут руководствоваться общими нормами.

Правительство Санкт-Петербурга разработало типовое положение о госзакупках

Правительственный комитет по госзаказу Санкт-Петербурга разработал типовое положение о закупках для госучреждений и государственных унитарных предприятий (ГУП). Оно, считают в Смольном, позволит привести в порядок систему госзакупок Санкт-Петербурга и уменьшить уровень коррупции в ней. Одни из экспертов считают введение типового положения действенной мерой для улучшения организации торгов, другие же называют его имитацией бурной деятельности петербургских властей.

По словам пресс-секретаря комитета по госзаказу Петербурга Анны Самсоненко, документ коснется закупок не только государственных бюджетных учреждений (ГБУ), но и ГУПов, автономных учреждений и других хозяйственных обществ, уставной капитал которых на 50% +1 акция принадлежит городу. Это те организации, которые закупают товары, работы и услуги по закону 223-ФЗ, регламентирующий порядок и условия проведения госзакупок юридическими лицами.

Следует отметить, что госучреждения России делятся на 3 типа:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Самыми независимыми из них являются автономные предприятия. К ним относятся: театр «Мюзик-Холл», «Центр занятости населения» и другие организации. Самыми зависимыми от государства можно назвать казенные предприятия, это — «Центральный государственный архив Санкт-Петербурга», «Дирекция транспортного строительства» и др. ГУПы, при этом, имеют большую финансовую свободу. К ним относится «Метрополитен», «Горэлектротранс», «Пассажиравтотранс», «Водоканал» и другие организации. Однако самыми распространенными госучреждениями являются ГБУ — детские сады, школы, поликлиники и большинство больниц.

Казенные предприятия и органы власти вынуждены работать по закону о госзакупках 44-ФЗ. ГБУ, в свою очередь, также регулирует свою закупочную деятельность по 44-ФЗ, но деньги, заработанные за счет собственной деятельности, они могут потратить на закупки по 223-ФЗ.

Анна Самсоненко отмечает, что в разработанном правительственном постановлении содержится примерное положение для ГБУ, но его также рекомендовано использовать как методическое пособие и другим госучреждениям. Статус «примерного» положению дали потому, что в нем дан ряд обязательных рекомендаций, оставляя бюджетным организациям возможность дополнения своими требованиями. Так как документ считается нормативным правовым актом, он является обязательным для исполнения, уточнила пресс-секретарь комитета.

Цели разработки положения — создание условий для полного и своевременного удовлетворения потребностей ГБУ, повышение эффективности расходования бюджетных средств, развитие конкуренции на госзакупках, обеспечении их прозрачности и гласности, предотвращение коррупции.

Кроме разработки примерного положения комитет по госзаказу Санкт-Петербурга намерен улучшить автоматизированную информационную систему госзаказа для того, чтобы в ней могли работать не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ.

Директор одного из бюджетных петербургских учреждений сообщил журналистам издания «Ъ» о том, что в принятии такого положения он не видит смысла. В своем ведомстве он с весны планирует закупки на следующий год. На основе субсидий, выданных на выполнение различных работ, учреждение составляет план-график, а затем направляет его в подведомственный комитет. Тот, в свою очередь, согласовывает план-график с комитетом по госзаказу. Если ГБУ потребуется внести хотя-бы малейшие корректировки в план-график своих закупок, то всю процедуру придется повторять заново. Исключения составляет 5% расходов учреждения, которые оно может потратить на публичные закупки суммой не более 100 000 рублей. Эти деньги, обычно, используются в аварийных ситуациях, например, при прорыве трубы и необходимости срочного проведения ремонта. Поэтому даже оставшуюся сумму в ГБУ хранят как зеницу ока, уверяет глава госучреждения. Учитывая такую систему организации госзакупок трудно предположить, где в ней может остаться место коррупции.

Сергей Спасенов, руководитель отделения юрфирмы «Пепеляев Групп» в Петербурге, также скептически относится к принятию типового положения. Сейчас в разных сферах деятельности России используется большое количество типовых инструкций, но это не означает, что они улучшают положение. Юрист уверен, что многие нормальные идеи большинство чиновников просто извращают.

Екатерина Ильина из адвокатского бюро «А2» смотрит на инициативу петербургского правительства оптимистичнее. Она считает, что введение типового положения станет неким сдерживающим фактором при желании злоупотребления госзаказчиками. Также это не позволит «сговариваться» представителям внутренней структуры заказчика. Все это даст гарантии честности и повысит конкуренцию на госзакупках Петербурга, считает юрист.

Дмитрий Сухарев, занимающий пост главы отделения «Фонда борьбы с коррупцией» Петербурга, считает достаточной мерой разработку лишь методических указаний для ГУПов и госучреждений по проведению ими госзакупок. Ведь проблема в нынешней ситуации не в коррупции на местах, считает Сухарев, а в банальном непонимании сотрудниками ведомств норм ведения закупочной деятельности. Дмитрий сетует на то, что сотрудников в госучреждения набирают по объявлениям, и их уровень образованности в сфере госзаказа достаточно низок. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо передавать функции по проведению закупок сторонним организация, считает глава фонда. Примером сторонней организации он приводит тот же комитет по госзаказу Петербурга или же коммерческую специализированную организацию.