Главное об электронных закупках

Пошли навстречу: В реестр попадут не все

Что, если исполнитель не соответствует требованиям?

Пошли навстречу: В реестр попадут не все

Теперь в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) при расторжении госконтракта будет поступать меньше нарушителей. Федеральная антимонопольная служба РФ обозначила исключения, при которых данные о поставщике не вносятся в реестр. Эксперты Т94 поддержали инициативу регулятора.

 

Ситуации, которые определила ФАС, все-таки не делают исключений для злостных и недобросовестных поставщиков. В реестр не будут вносится сведения, если госконтракт расторгнут из-за того, что исполнитель не соответствует требованиям или представил недостоверные сведения о таком соответствии. По мнению антимонопольной службы, в этих случаях расторжение контракта не связано с существенным нарушением его условий.

 

В комментарии Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, отметил, что исключения, предложенные ФАС, правильны. По словам эксперта, соответствие или несоответствие исполнителя требованиям, предъявляемым заказчиком, должно определяться еще на стадии до заключения контракта.

 

"На этапе подачи заявок заказчик проводит проверку всех участников конкурса. То, что заказчик не выявил и не нашел на этом этапе нарушений – вина заказчика, а не поставщика. К сожалению, проблема "пропуска", "недосмотра" встречается довольно часто", – говорит Сергей Фахретдинов, добавляя, что такая ситуация свидетельствует о низкой квалификации специалистов, работающих в сфере государственных закупок. "Стандарты образования в сфере закупочных процедур необходимо дорабатывать", – подчеркивает эксперт.

 

Об этом неоднократно говорили и специалисты B2B-Center. Так, с 1 января по 44-ФЗ контрактные управляющие или работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. До этого допускалось, что они могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов еще по 94-ФЗ. Сегодня всех абитуриентов можно разделить на два вида, считает Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: "Одним нужен диплом, чтобы соответствовать требованиям закона, а другие хотят понимать этот закон. Первая группа значительно больше, но она не мотивирована получать знания".

 

По мнению Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, дело вовсе не в образовании. Сейчас регуляторы задумались о том, что надо немного "притормозить" процесс внесения всех и вся в реестр за любые нарушения. Ограничения, которые обозначила антимонопольная служба, продиктованы сложным экономическим положением в России, замечает эксперт. "Правительство РФ неоднократно принимало антикризисные меры в 2015-2016 гг., направленные на поддержание российского бизнеса, комментирует Т94 Николай Баранов. – Реестр – это мера наказания недобросовестных поставщиков за допущенные нарушения и ошибки при осуществлении государственных закупок. Согласно 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта".

 

ФАС также отметила: если контракт расторгнут по мировому соглашению или иным обстоятельствам, не связанным с нарушением условий контракта исполнителем, сведения о последнем также не включаются в реестр. Такого же мнения придерживается и Министерство экономического развития РФ. Оно ссылается на то, что среди оснований, по которым в реестр включаются данные об исполнителе, расторжение контракта по мировому соглашению не названо.

 

На практике, часто возникают ситуации, когда поставщики включили в состав заявки какие-либо сведения спорного характера или ошибочно предоставили недостоверные сведения. Закон обязывает заказчика в любой ситуации направлять такие сведения в контрольный орган для рассмотрения на комиссии о включении поставщика в реестр. Вопрос этот решается на комиссии, и часто контрольный орган идет навстречу поставщикам, не включая их в РНП. Теперь же, после определения исключений контрольным органом, заказчики могут не направлять подобные материалы для рассмотрения на комиссии.

 

К слову о заказчиках, количество жалоб на них по 44-ФЗ, поступивших в ФАС в прошлом году, выросло более чем на 20% по сравнению с 2015 г., по 223-ФЗ – более чем на 47%. Основные нарушения со стороны заказчиков, как и прежде, связаны с неразмещением в составе документации о закупке проектно-сметной документации, установлением избыточных требований к описанию объекта закупки, укрупнением лота.

 

Автор: Ангелина Жукова.