Главное об электронных закупках

Положение о закупках и другие вопросы по 223-ФЗ

Несмотря на то, что закон о госзакупках ФЗ-223 был принят еще в 2011 году, он и сейчас вызывает множество вопросов. Ввиду его объемного содержания разобраться даже с такими основами, как положение о закупке и кто работает по 223-ФЗ не просто. Мы попробуем немного прояснить ситуацию.

Положение о закупках и другие вопросы по 223-ФЗ

К кому относится закон 223-ФЗ?
Вместе с законом о контрактной системе 44-ФЗ, 223-ФЗ составляет законодательный блок, регулирующий проведение госзакупок. В них оговорена система закупок работ, услуг и товаров, поставлять которые необходимо для нужд государства. ФЗ-44 относится к госзаказам органов власти всех уровней, проводящих закупки исключительно за бюджетные деньги. А в ФЗ-223 описаны положения, описывающие проведение закупок юридическими лицами, 50% или более уставного капитала которого находится в собственности государства. К ним относятся:

  • естественные монополии (крупные компании, имеющие разветвленную структуру и большие обороты, например, производители и поставщики электроэнергии, газа, владельцы железных дорог);
  • государственные компании и корпорации;
  • предприятия, занимающиеся регулированной сферой деятельности (например, поставщики теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и других коммунальных услуг);
  • МУПы и ГУПы;
  • автономные некоммерческие учреждения, относящиеся к системе здравоохранения, соцзащиты, сфере культуры и др.;
  • бюджетные учреждения, проводящие закупочную деятельность за внебюджетные средства, к которым можно отнести субсидии, гранты и другие сторонние инвестиции;
  • другие компании, в уставном капитале которых присутствует более 50% государственных активов.

Весь список учреждений, подпадающих под регулирование закупочной деятельности закона 223-ФЗ, приведен в первой статье закона. В ней же оговорены случаи, при которых компании с гос. участием могут не руководствоваться нормами 223-ФЗ.

Запрещенные закупки по 223-ФЗ
Юридическое лицо, большей частью принадлежащее государству, обязано проводить все свои закупки по закону 223-ФЗ. Но в этом случае есть несколько исключений, перечисленные в п. 4 ст. 1 закона. Согласно им, закупать через ФЗ-223 запрещено:

  • валюту, ценные бумаги или драгметаллы;
  • товары, которыми торгуют на товарных биржах;
  • межбанковские операции или лизинговые услуги;
  • обязательные аудиторские услуги;
  • продукцию военно-технической сферы и др.

Положение о закупках – что это?
Положением о закупках называют ключевой документ, в котором описан весь процесс проведения закупок в той организации, от которой выступает заказчик товаров, работ или услуг. Положение является основой закупочной деятельности предприятия — именно на него ориентируются в ряде возникающих вопросов. Предприятие не может быть допущено к закупкам по 223-ФЗ, пока оно не сформирует свое положение о закупках.

Разработкой положения о закупках занимаются специалисты отрасли, юристы, менеджеры и руководители предприятия. Унифицированной формы этого документа нет, но несколько типовых положений разработано представителями Минобрнауки, Минспорта, Росимущества и Минздрава. Также в открытом доступе находятся и разработки независимых экспертов, которые в своем большинстве включены в системы правовых справок. Именно их следует брать за основу при составлении собственного положения о закупках.

При составлении положения важно учитывать, что выполнить эту работу необходимо не просто ради формальности, а для получения рабочего инструмента и путеводителям по закупкам для всех сотрудников предприятия. В положении следует дать ответы на ряд вопросов: каковы способы проведения закупок предприятия, кто подготавливает и проводит закупки, какие существуют требования к закупкам и поставщикам, какие документы следует подготавливать на каждом из этапов закупки и т.д. В положение также можно включить раздел о требованиях к участникам закупок – какая у них должна быть квалификация и обязанности, какими критериями следует руководствоваться при их отборе и др. Детально и углубленно проработанное положение позволит в будущем избежать неточностей и решать возникающие задачи быстро и односложно.

Заверить положение о закупке обязан руководящий орган предприятия. Им, в соответствии со статьей 1 закона о закупках 223-ФЗ, является:

  • руководитель (для ГУПов и МУПов);
  • высший орган управления (для государственных компаний и корпораций);
  • наблюдательный совет (для автономных учреждений);
  • собрание участников (для ООО);
  • наблюдательный совет или совет директоров (для хозяйственного общества);
  • учредитель (для бюджетных учреждений).

Утвержденное положение о закупках необходимо опубликовать в единой информационной системе (до ее создания – на официальном портале госзакупок zakupki.gov.ru). Сроки для публикации сообщения, отводимые законом – 15 дней после даты подписания документа.

Впоследствии положение можно и нужно редактировать, вносить в него правки, улучшать и расширять. Это позволит лучше организовать закупки предприятия. Однако каждое внесенное изменение придется заверять и размещать в единой системе или на портале в течение тех же 15 дней.