Главное об электронных закупках

Почему перенесли запуск «Березки»?

Агрегатор нуждается в серьезной доработке

Почему перенесли запуск «Березки»?

Сроки вступления в силу новых правил проведения закупок малого объема отодвинуты на 4 мес. Причина – неготовность Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка».

Запуск Единого агрегатора торговли (ЕАТ) «Березка» перенесен с 1 ноября 2018 г. на 1 марта 2019 г. Согласно новому распоряжению правительства, с 1 ноября 2018 г. федеральные ведомства должны будут закупать на ЕАТ только канцелярские товары.

ЕАТ вызывал критику со стороны участников рынка с момента появления информации о его создании. Представители электронных торговых площадок, работающих по 44-ФЗ и 223-ФЗ, говорили о том, что у них давно предусмотрена подобная возможность, и появление агрегатора, который будут обязаны использовать участники рынка, нарушает принцип конкуренции.

Так, по мнению Дмитрия Сытина, генерального директора ЭТП «ТЭК-Торг», логичнее проводить мелкие закупки на тех электронных площадках, которые были отобраны правительством и прошли аудит, а информацию о закупках агрегировать автоматически на ЕИС. «В настоящее время на 5 из 8 площадок есть электронный магазин для мелких закупок, и они хорошо выполняют свои функции. При этом 90%поставщиков, работающих в этих магазинах, – это как раз субъекты МСП», – говорит он. Дмитрий Сытин считает, что можно законодательно закрепить общие правила работы таких магазинов – возможность участия в торгах без электронной подписи, без внесения обеспечения, утвердить единые тарифы. «Также стоит отметить, что на сегодняшний день все площадки подключены к независимому регистратору, что обеспечивает прозрачность и контроль мелких закупок», – продолжает он.

Михаил Константинов, генеральный директор ЭТП ГПБ, также считает, что появление «Березки» запоздало, поскольку все основные электронные торговые площадки уже давно создали такие агрегаторы. Число сделок и конкурентность выбора на них очень высокие. «Теперь всю построенную вокруг малых закупок сервисную модель предложено выкинуть и перейти на существенно менее мощную. Которая, в принципе, и не собиралась развиваться – монополисту это не нужно, и он этого и не скрывает», – говорит Михаил Константинов.

Эксперты проекта «За честные закупки» ОНФ еще в сентябре заявляли о претензиях к финансовой модели работы «Березки». Речь, в частности, шла о требовании по внесению обеспечения исполнения контракта и комиссионном сборе с поставщика. Кроме того, они охарактеризовали предусмотренный регламентом процесс закупки на ЕАТ как сложный, практически игнорирующий практику закупок малого объема, сложившуюся в рамках региональных электронных магазинов. И отметили, что до настоящего времени на агрегаторе зарегистрировано так мало поставщиков, что стоимость закупки с его помощью может на 20-30% превышать среднерыночную.

В сентябре 2018 г. создатель агрегатора «РТ-Проектные технологии» обновил регламент с учетом высказанных пожеланий. Так, из него исчез пункт об обеспечении исполнения контракта, зато остался о комиссионном сборе. Одновременно представители Минфина и Федерального казначейства заявили, что рассматривают «Березку» как пилотный проект, по результатам реализации которого будет определяться как формат электронизации закупок малого объема, так и финансовая модель этого процесса.

Виталий Байрашев, консультант Экспертно-консультационного центра Института госзакупок, считает, что саму идею ЕАТ, направленную на повышение эффективности малых закупок за счет выбора поставщиков на конкурентной основе, можно только приветствовать. Однако, по его мнению, агрегатор подвела техническая составляющая и финансовая модель.

«Для участия в закупках ЕАТ поставщик должен иметь электронную подпись, заплатить комиссионный сбор в случае победы в закупке (2000 рублей при стартовой цене закупки 150 тыс. руб). В результате таких дополнительных издержек цены на товары, предлагаемые поставщиками в рамках ЕАТ, превышают даже те, которые они размещают на своих сайтах в прайс-листах», – уточняет он. Одновременно возрастают и затраты у заказчиков: ведь потребуется готовить и размещать информацию о малых закупках, проводить закупки без гарантии их результативного завершения.

Дмитрий Казанцев, руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, считает саму идею агрегатора «Березка» как инструмента облегченного, интерактивного, но при этом, безусловно, конкурентного выбора поставщика, заслуживающей одобрения. По его мнению, здравым можно назвать и решение о четырехмесячном «тестовом» периоде, в течение которого у заказчиков будет возможность опробовать новый инструмент на самых очевидных для этой цели – канцелярских – товарах. Теперь важно, чтобы и следующие шаги по реализации этой хорошей идеи оказались столь же здравыми.

Во-первых, очевидно, самой актуальной текущей проблемой является наполненность каталога «Березки». А наполненность эту, в свою очередь, невозможно обеспечить без стимулирования поставщиков к размещению своих товаров на этой электронной витрине. Такими стимулами могут быть не только финансовые, но и процедурные преференции. «Собственно, возможность не тратить время и деньги на составление заявки и ее обеспечение сама по себе является именно процедурной преференцией, и неплохо бы установить для поставщиков «Березки» систему таких преференций», – говорит Дмитрий Казанцев.

Во-вторых, уже для обеспечения интересов заказчика важна гарантия добросовестности поставщика и качества предлагаемого им товара. Без этого агрегатор останется местом встречи заказчика с и без того известным ему поставщиком. И это совсем не обязательно означает коррупцию: ведь каждый добросовестный заказчик хочет иметь дело именно с проверенным контрагентом.

В-третьих, после соблюдения первых двух условий целесообразным представляется расширить спектр применения агрегатора, не ограничиваясь лишь закупками до 400 тыс. рублей для отдельных категорий заказчиков и до 100 тыс. рублей для всех остальных. Возможность, например, выбрать с помощь этого инструмента поставщика при закупке хотя бы на 1 млн. рублей позволила бы заказчику не тратить силы на тяжеловесную процедуру аукциона, но при этом выбрать контрагента на прозрачных условиях.

Наконец, для развития системы в этом случае представляется важным развитие поисковых и статистических инструментов, в том числе в региональном и отраслевом разрезе. «Идеалом такой системы видится витрина, в которой заказчик может оперативно найти спектр оферт проверенных поставщиков, предлагающих к поставке продукцию, пригодную для деятельности заказчика именно в этом регионе, а агрегатор позволяет ранжировать эти оферты и по ценовым, и по измеряемым неценовым критерием, – уверен Дмитрий Казанцев. – Такая система и в самом деле станет огромным шагом вперед с точки зрения повышения эффективности закупочной работы и позволит за счет использования инструментов уже не пассивного, а активного поиска получать хороший результат при минимальных усилиях».

«Очевидно, что ЕАТ потребуется еще немало времени, чтобы выйти на уровень, который позволит эффективно удовлетворять потребности заказчиков. Недостаточно высокое наполнение ЕАТ товарами, работами, услугами и предопределило перенос его запуска на 1 марта 2019 года.На данном этапе обязательное использование заказчиками ЕАТ представляется несколько преждевременным», – говорит Виталий Байрашев.

Напомним, что 28 апреля 2018 г. увидело свет распоряжение №824-р, согласно которому федеральные ведомства должны были перенести закупки малого объема (на сумму до 100-400 тыс. руб. в зависимости от номенклатуры) на специально созданную для этого площадку с 1 июля 2018 г. в добровольном порядке, а с 1 ноября 2018 г. – в обязательном. Создание такой площадки, получившей название Единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Березка», было поручено госкорпорации «Ростех» в лице его «дочки» «РТ-Проектные технологии».

 

 

 

Виталий Байрашев
Независимый эксперт в сфере государственных и корпоративных закупок Виталий
Дмитрий Казанцев
Руководитель департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center
Дмитрий Сытин
Генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг"
Михаил Константинов
Генеральный директор Электронной торговой площадки Газпромбанка