Главное об электронных закупках

Плюс-минус один: Операторы ЭТП не видят в РАД конкурента

Электронные аукционы теперь могут проводить шесть операторов торговых площадок. На рынке появился новый игрок – площадка Российского аукционного дома (РАД). Эксперты Т94 уверены, что серьезных изменений давно утвердившимся операторам ждать не стоит, а вот новому придется побороться за свое место.

Плюс-минус один: Операторы ЭТП не видят в РАД конкурента

 Для размещения госзаказа в форме электронного аукциона заказчики теперь могут выбрать одну из шести электронных площадок. К "Сбербанк-АСТ", ЕЭТП, "РТС-Тендер", ЭТП ММВБ и Агентству по госзаказу Республики Татарстан (АГ РТ) присоединился Российский аукционный дом. Соответствующие распоряжение было подписано в конце декабря 2016 г. Правительством РФ. Все шесть компаний были отобраны ранее для организации приватизационных торгов, но проводить электронные аукционы могли только пять. Теперь в рамках закона о контрактной системе к этому виду деятельности допущена и площадка Lot-online, принадлежащая Российскому аукционному дому. Это решение вызывает неоднозначные отзывы участников рынка.

"Конечно, 6 это еще не 170, но вспомним историю развития электронных площадок. В 2010 г. Правительством РФ был проведен для госзаказа более серьезный технологический отбор и аудит, чем при отборе электронных площадок для проведения торгов по приватизации госимущества. Может быть, коллеги из РАД его прошли позже, но нам пока об этом неизвестно", — комментирует Николай Андреев, генеральный директор электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ".

По словам Георгия Сухадольского, координатора рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям, сейчас на рынке никаких изменений не произойдет. "Пока даже на ЕИС нет возможности выбрать в личном кабинете для проведения электронного аукциона площадку РАД. Также нет и поставщиков, аккредитованных на площадке РАД. Поэтому дальше все будет сильно зависеть от самого РАД, его активности и результативности привлечения к себе заказчиков. В любом случае, приходить на сформированный рынок, занятый уже много лет пятью сильными игроками, и пытаться выкроить себе место на нем – задача очень непростая", — отмечает Георгий Сухадольский.

Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок, говорит, что серьезных структурных изменений на сформировавшемся рынке ждать не приходится: "Рынок перенасыщен, да и в ЕИС пока нет возможности подавать заявки в электронной форме. Если новый оператор сможет занять хотя бы 1% рынка – это будет большое достижение. Делать выводы пока рано".

"В октябре 2016 г. председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал подготовленное Министерством экономического развития РФ распоряжение о продаже находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества на аукционах, проводимых в электронной форме, — рассказали Т94 в пресс-службе Минэкономразвития. – Теперь это право представлено уполномоченному организатору торгов (продавцу) имущества РАД. Он входит в перечень юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, а также осуществляет функции продавца федерального имущества".

В министерстве отмечают, что электронные аукционы будут использоваться для недвижимого имущества "массового" сегмента и активов в отдаленных регионах страны. Это позволит снять зависимость между географической удаленностью объекта и эффективностью сделок с ним. Таким образом, к участию в аукционах будет привлекаться максимальное число участников. Сам процесс торгов будет публичным и открытым, с широкой рекламой выставленных на продажу госактивов.

"Мы занимаемся и приватизацией федеральных и региональных госактивов, и продажей имущества в интересах госкомпаний и госбанков, работаем с министерствами и военными холдингами. Наши аукционы обычно проходят со значительным ростом цены, так как речь идет о продаже госимущества", — говорит Алина Куберская, руководитель департамента по информационной политике РАД. 

И все же, после добавления РАД, у игроков рынка появилась уверенность, что в правительстве прислушались к их мнению и отказались от планов по созданию единого оператора торгов. Так, в 2015 г. Правительство РФ выступало в пользу сосредоточения госторгов на пяти универсальных площадках. Теперь же планируется объединить на них госзакупки и закупки госкомпаний по 44-ФЗ и 223-ФЗ, торги по продаже имущества банкротов и приватизационные сделки.

Помимо передачи всех видов закупок универсальным операторам, планируются и другие меры по оптимизации электронных торгов. До 1 февраля 2017 г. Министерство экономического развития РФ и Федеральная антимонопольная служба РФ должны вынести на обсуждение проект масштабных поправок к законам о контрактной системе и закупках госкомпаний (44-ФЗ и 223-ФЗ), унифицирующий процедуры всех закупок и торгов, в том числе приватизационных. При этом возможность подачи электронных заявок снова откладывается, теперь до 2018 г. Кроме этого, на год отложена окончательная доработка Единой информационной системы (ЕИС), до сих пор в ней нет возможности подавать заявки в электронной форме.

Для справки:

Электронный аукцион – это самый распространенный в настоящее время способ определения поставщика. По данным Минэкономразвития, в первых трех кварталах 2016 г. с помощью электронных аукционов были совершены закупки на 2,3 трлн руб., или 58% от общего объема госконтрактов за этот период. Чиновники обязаны закупать на электронных аукционах товары и услуги из сфер строительства, оптовой и розничной торговли, пищепрома и фармацевтики. Исключение составляют нетиповые закупки — такие, как продукты питания для школ и больниц, а также опасные объекты дорожного строительства.

Автор: Ангелина Жукова.

 

Статьи по теме