Главное об электронных закупках

Площадка в законе: Нововведения в регулируемых закупках ударят по рынку ЭТП

Операторы делают ставку на сервисы.

Площадка в законе: Нововведения в регулируемых закупках ударят по рынку ЭТП

Работа электронных торговых площадок (ЭТП), несомненно, во многом зависит от будущих поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако, повысить эффективность регулируемых закупок с помощью ЭТП можно также за счет совершенствования и внедрения новых сервисов. Об этом рассказали эксперты на IV ежегодной конференции "ЭТП в России – 2017".

С каждым годом сфера электронных торгов расширяется, речь не только о закупках, но и продажах. Государство при этом не медлит с регулированием. Однако даже там, где еще нет госрегулирования и не введена обязательная электронная форма проведения торгов, заказчики самостоятельно проявляют инициативу и переводят свои закупки в электронный вид. Конкуренция между ЭТП растет. Чтобы стать лидером не только в определенном сегменте, но и добиться звания универсального оператора, электронная торговая площадка должна предоставлять определенный набор сервисов.

Опытом и достижениями универсального оператора поделилась с Т94 Дарья Матвеева, руководитель сектора по развитию сервисов и проектов электронной торговой площадки "Сбербанк-АСТ". По ее словам, за счет сервисов площадка может быть полезна и встраиваться в закупочную деятельность заказчика, повышая ее эффективность.

 

В первую очередь на площадке должен полностью обеспечиваться электронный документооборот. Также оператор должен гарантировать своим клиентам безопасность информации и защиту персональных данных. Пока этому уделяют большее внимание операторы, работающие в сфере госзаказа, но, по мнению Матвеевой, безопасность должна распространяться на все нормативные регулируемые сферы торгов. 

Кроме этого, операторы должны озаботиться клиентской поддержкой. Например,предоставляя простой и понятный функционал площадки для проведения торгов, благодаря которому можно будет достичь эффективного результата от закупки и продаж. И еще один сервис, которым должны обладать все универсальные операторы, связан с возможностью интеграции площадкив закупочный процесс заказчика.

"У большинства клиентов есть уже своя отработанная информационная система для закупок. Площадке нужно просто и незаметно встроиться в нее и по возможности дополнить своими новыми эффективными сервисами. Кроме этого, у площадки должна быть интеграция с официальными сайтами закупок. Это особенно актуально сейчас, когда регулятор передает заказчик много обязанностей по наполнению Единой информационной системы (ЕИС). Площадка как раз может помочь и облегчить участь заказчика за счет интеграции с этим ресурсом, передавая информацию с системы заказчика на официальный сайт.

Подобная схема действует с автоматическим переносом информации с площадки на сайт заказчика, что позволяет снять с его сотрудников рутинную работу и повысить информационную составляющую закупок, — комментирует Матвеева. – Площадка – это некий технологический инструмент. Оператор должен быть готов предоставить заказчику максимальный набор инструментов для работы в электронной форме. Речь не только о проведении процедуры торгов и подачи заявки, но и реестре договоров, и самой возможности заключения договоров в электронной форме, а также формировании отчетности по итогам проведенных процедур для последующегоих анализа".

Матвеева считает, что необходимо максимально сократить документооборот и реализовать простую и понятную визуализацию поиска торгов, карточек объекта закупки, профиля заказчика и портфолио участника, чтобы на основе этих данных и итогов процедурможно было строить рейтинги.

В свою очередь Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", считает, что нельзя построить хорошую аналитическую отчетность по данным одной площадки. По его словам, выборка данных не будет репрезентативна, она недостаточна, например, чтобы понять, что происходит с ценой на торгах. Информация, по мнению эксперта, должна быть консолидирована и из одного места предоставляется в виде трендов, либо другой аналитики, по примеру биржи.

Ориентируясь на привлечение клиентов из числа заказчиков, операторы не должны забывать и об участниках. Отличным сервисом для них могло бы стать электронное хранилище документов на площадке. Тогда бы им не пришлось к каждой новой заявке на участие в торгах собирать и прикладывать заново полный пакет документов, он бы прикреплялся автоматически. По умолчанию на площадке должны работать финансовые инструменты, среди них –сервис кредитных заявок и получение банковской гарантии. Хорошо, если по итогам закупки участнику предоставляется отчетность о торгах. На некоторых площадках уже работает аукционный робот, который торгуется по цене вместо участника. В случае, если участник передумал и решил торговаться сам, "помощника" можно легко отключить.

Евгений Эллинский, генеральный директор "Национальной электронной площадки", напомнил, что в начале года работа ЕИС оставляла желать лучшего, в первую очередь из-за расширения функционала системы и усиления к ней требований регулятора. По его словам, сейчас важно пересмотреть функционал официального сайта и определится какие функции оставить за ЕИС, а какие передать в ведение площадок и региональных систем. В противном случае, постоянная нагрузка на сайт может привести к нестабильной работе системы и нанести вред структуре госзаказа.

 

К числу перспективных сервисов Эллинский отнес возможность единой аккредитации на электронных торговых площадках, чтоб не надо было ее проходить вновь на каждой из них. Министерство экономического развития РФ поддерживает в этом вопросе экспертное сообщество и, скорее всего, в ближайшее время аккредитация будет единая, с автоматической передачей данных в ЕИС. "Это разгрузит работу системы. К тому же министерство намерено отменить предварительный казначейский контроль, поскольку он стал непассивной ношей и большой нагрузкой на систему", — подчеркнул Эллинский.

Более подробно о реформах законодательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также их влиянии на рынок ЭТП рассказал Дмитрий Сытин: "Сейчас в Государственной Думе РФ во втором чтении находятся проекты, которые проходят незначительную корректировку и будут совсем скоро приняты. Что касается 44-ФЗ, то здесь запланирован отбор площадок, которые государство рассматривает как элемент инфраструктуры для проведения своих закупок. Речи о рынке ЭТП здесь быть не может. Государство проведет отбор, и в списке будут те площадки, на которых удобнее всего проводить госзакупки. Помимо этого, первичная регистрация поставщиков будет проводиться в ЕИС, а не на площадках. Это единообразная процедура, информация о поставщиках на площадки будет попадать уже из ЕИС. Следующее новшество – перевод работы с обеспечением на спецсчета в банки из государственного перечня. Все обеспечение будет на этих счетах, а не на площадках. Потребуется выстроить сложную систему взаимодействия большого количества площадок и банков, чтобы эта система эффективно работала".

Также по 44-ФЗ предлагается отменить обеспечение для процедур до 5 млн руб., а это примерно около 80% торгов, подсчитал Сытин. Предполагается тарификация, но сама такая возможность и размеры тарифов будут определяться Правительством РФ. И еще одно нововведение – запуск каталога товаров, работ и услуг. "Это движение в сторону детализации информации до позиций каталога. Сейчас государство разрабатывает каталог предметов закупки, а списка товаров, работа и услуг нет", — пояснил Сытин.

Что касается 223-ФЗ, то здесь также грядут изменения, которые, однако, в большей степени коснутся субъектов малого и среднего бизнеса. Отбора ЭТП в рамках этого закона не предвидится. Будет перевод закупок у малого и среднего предпринимательства  на отобранные по 44-ФЗ площадки. Этот блок закупочных процедур полностью уйдет из-под действия 223-ФЗ. Порядок работы с обеспечением определяет заказчик, кроме процедур для субъектов МСП. 

"После принятия этих законов субъекты МСП начинают жить по правилам 44-ФЗ. Для госзакупок ЭТП становится только функционалом для проведения процедур и заключения договоров, все остальные функции будут в ЕИС, включая работу с поставщиками. Начнется концентрация процедур и поставщиков на отобранных ЭТП", — прогнозирует Сытин. По его словам, рынок финансовых сервисов кратно уменьшится, потому что основной рынок для тендерного кредитования – это прежде всего субъекты 44-ФЗ, а если не обязательным будет кредитование до 5 млн. руб., то и клиентов не будет. Непонятной остается и доходная часть по госзакупкам для площадок, так как уходит возможное взимание депозитного дохода и тарифов только по решению правительства. Ценность поставщика для конкретной площадки уменьшается, потому что все площадки будут иметь всю базу поставщиков из ЕИС. Из положительного Сытин отметил введение тарифов, связанных с торгами, так как площадки смогут брать плату за существующие услуги и развивать новые.

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня ЭТП без сервисов неинтересны для рынка, зато они могут обслуживать полный цикл закупок. Площадка должна максимально упрощать работу заказчика, в том числе взаимодействовать с поставщиками и участвовать в исполнении договоров. Сейчас на рынке сложилась потребность в централизованных функциях:одна из них – аккредитация, а другая – единый каталог товаров, работ и услуг. Очередные поправки в законодательство касаются больше вопросов, связанных с упрощением госзакупок, а не развитием рынка в целом.

Автор: Ангелина Жукова.