Главное об электронных закупках

Плачу, когда хочу: Для госзаказчиков могут ввести штраф за неоплаченный контракт

Заказчики, которые не оплачивают в срок госконтракт или имеют задолженность перед поставщиком, ответят рублем. Нарушители заплатят от 30 до 50 тыс. руб. Такой законопроект рассмотрен Правительством РФ, и его в целом поддерживают участники рынка, лишь некоторые из которых отмечают необходимость индивидуального подхода к каждой ситуации.

Плачу, когда хочу: Для госзаказчиков могут ввести штраф за неоплаченный контракт

 Новый законопроект устанавливает административную ответственность для заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров, работ или услуг при госзакупках, в том числе за неисполнение обязанностей по уплате аванса, предусмотренного в контрактах. В целом по стране объем бюджетных невыплат оценивается примерно в 30 млрд руб. Принятие изменений в законодательство может помочь дисциплинировать заказчиков, чтобы они перестали растягивать оплату до года, и производили ее хотя бы за три месяца. С этим соглашаются и опрошенные Т94 эксперты.

"Затягивание заказчиком срока оплаты исполненных обязательств – наболевший вопрос. Этот срок должен быть регламентирован на уровне закона. Условия контракта, в одностороннем порядке устанавливаемые заказчиком и предусматривающие оплату в течение длительного срока с момента приемки исполненных обязательств (60 – 90 и более дней), заранее ставят поставщика в невыгодные финансовые условия", — пояснила Мария Семенова, заместитель генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок.

Стоит учитывать, что поставщики нередко пользуются заемными средствами для исполнения обязательств по контракту, и отсрочка оплаты вкупе с необходимостью предоставлять обеспечение исполнения обязательств может повлечь невыгодность участия в закупке в целом. Так считает Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг". Он подчеркивает, что после введения ответственности поставщики получат определенные гарантии. "К сожалению, только меры наказания могут стимулировать чиновников, которые занимаются закупочной деятельностью. Благодаря введению ответственности они начнут, как минимум, в срок согласовывать условия контракта, оплачивать, либо давать задаток за услуги поставщика. Это даст возможность подрядчику нормально планово работать, ведь если у него будут средства для исполнения контракта, он вовремя будет выполнять свои обязанности. Для поставщика не важно, по каким причинам заказчик не смог с ним рассчитаться, у него свои условия, и он рассчитывает на средства контракта. Введение ответственности поможет поставщикам получить свои денежные средства от государства", — говорит Дмитрий Сытин.

Эксперты сходятся во мнении, что установление предельного срока оплаты заказчиком исполненных обязательств позволит минимизировать недобросовестные действия, связанные с затягиванием оплаты. Соответственно, повысится правовая защищенность предпринимателей, выполняющих функции исполнителей, подрядчиков или поставщиков.

В Правительстве РФ отмечают, что предлагаемые законопроектом изменения направлены на предотвращение негативных социально-экономических последствий в виде долгов по оплате труда, налоговым платежам и срыва обязательств перед контрагентами. Все это бывает вызвано в основном неисполнением обязательств по оплате товаров по государственным и муниципальным контрактам. Предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях новой статьей, которая предусматривает наложение штрафа. Так, за срыв сроков оплаты, а также за неисполнение обязанности по авансированию, предусмотренному государственным или муниципальным контрактом, будет установлен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб.

Проект документа также предполагает дисквалификацию на 1-2 года в случае, если такое же нарушение совершается должностным лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное правонарушение.

Комментарий Т94 дал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ. Он отметил, что корректировка законодательства и установление административной ответственности в отношении госзаказчиков положительно отразятся на малом и среднем бизнесе, который страдает от отсутствия финансирования. Сложившаяся в настоящий момент ситуация приводит к повышению себестоимости товаров, работ и услуг поставщиков, а также к нежеланию вообще участвовать в госзакупках. Николай Баранов считает, что суммы штрафов для неплательщиков вполне адекватны их нарушениям.

С ним солидарен Дмитрий Сытин, который уточняет, что для государственного органа это небольшие деньги, а вот по карману должностного лица сумма в 50 тыс. руб. может ударить всерьез. "Штраф устанавливали, скорее всего, исходя из расчета и сравнения зарплат чиновников в регионах. Эта существенная сумма, которая "съест" половину их зарплаты точно", — заметил Дмитрий Сытин.

Однако не все эксперты однозначно готовы согласиться с положительным эффектом, который может дать введение административной ответственности. "С одной стороны, проблема неплатежей является общегосударственной, и важны любые усилия по ее преодолению. С другой — закупщиков и так уже называют "штрафбатом", — комментирует Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям. – Но в части несвоевременной оплаты не всегда на 100% виноват заказчик, поэтому правильным было бы, конечно, каждую ситуацию рассматривать индивидуально".

Мария Семенова напомнила, что в ноябре депутаты Государственной Думы РФ уже приняли в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления срока оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Проект федерального закона дополняет статью 34 закона о контрактной системе положением о предельном сроке оплаты, который не должен составлять более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, на контракты, заключаемые с любым участником закупки. Сейчас подобное требование прописано в части 8 статьи 30 закона о контрактной системе, но исключительно в отношении контрактов, заключаемых с субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческим организациями.

Автор: Ангелина Жукова.