Главное об электронных закупках

Первого июля будет парализована система корпоративных закупок

Вступающий в силу закон требует от компаний с госучастием размещать заказы на сайте госзакупок. Уже ясно, что это будет невозможно сделать в срок

Первого июля будет парализована система корпоративных закупок

Близится 1 июля, дата, когда госкомпании и целый ряд других юридических лиц должны начать размещать информацию о своих закупках на официальном сайте Zakupki.gov.ru. Это требование Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». До настоящего времени это обязаны были делать только государственные и муниципальные заказчики. Теперь к ним должны присоединиться госкорпорации, естественные монополии, унитарные предприятия и хозяйственные общества с государственным участием.

Еще задолго до наступления этой даты эксперты выражали сомнения в том, что переход на новые правила пройдет гладко. Основное опасение вызывала способность официального сайта (и так чрезвычайно перегруженного) многократно увеличить свою пропускную способность. Первое июля может случиться коллапс в системе корпоративных закупок. И дело тут не в нежелании госкорпораций жить и работать по новым правилам. Проблема в том, что они просто не могут их соблюсти.

Для того чтобы разместить информацию на официальном сайте, заказчик должен обладать электронной подписью, выдаваемой аккредитованными удостоверяющими центрами. Аккредитация же осуществляется уполномоченным федеральным органом — Министерством связи и массовых коммуникаций. Но вот незадача, до сих пор неизвестно, какие центры получили аккредитацию. На сегодняшний день, на сайте Минкомсвязи никакой информации об этом нет. И, по слухам, раньше июля она не появится.

По разным данным, заявки на аккредитацию подали до 35 компаний и 6 из них уже получили добро. Но сколько времени понадобится госкомпаниям, чтобы теперь получить электронную подпись? Несмотря на уверения в том, что эта процедура простая и быстрая, справится с нагрузкой в сотни тысяч заказчиков удостоверяющие центры не смогут.

Какой же выход может быть из этой ситуации?

Первый и, к сожалению, нередко практикующийся в наше время — сделать вид, что ничего не произошло. Норма вступит в силу, но временно исполняться не будет. Подобный пример уже был. Согласно Федеральному закону № 94-ФЗ (о госзакупках), участники размещения заказа всегда имели право подавать заявку на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок цен в форме электронного документа. Однако долгое время заказчики в извещениях о торгах указывали, что «прием заявок в форме электронного документа не осуществляется, в связи с технической невозможностью». И поставщики, выражая недовольство, вынуждены были смириться с таким положением дел.

Что касается госкомпаний, то им даже не нужно будет ничего изобретать в свое оправдание, это уже сделали за них. Если случится так, то закон принесет один вред. Поскольку неразмещение информации в принципе ничем не будет отличаться от неразмещения ее на официальном сайте, есть риск просто потерять все закупки госкомпаний, которые с таким трудом пытались сделать прозрачнее. Конечно, найдутся законопослушные заказчики, которые просто свернут на время свою закупочную деятельность, но таких будут единицы.

При этом в настоящее время наблюдается стойкая тенденция по ужесточению контроля за размещением заказов со стороны государства. Учащаются проверки органов, уполномоченных на осуществление контроля. Все активнее включаются в процедуры обжалования грамотные квалифицированные поставщики (отстаивают свои законные права, подают судебных иски в случае нарушения правил проведения закупок). Они получат вполне законное основание обжаловать закупки, не оформленные по новым правилам. А ведь есть еще немалая и постоянно растущая доля компаний, занимающихся не вполне добросовестным бизнесом на рынке государственного и корпоративного заказа. Они используют прописанные в законах нормы в целях извлечения прибыли, просто злоупотребляя правом на обжалование. Трудно поверить, что они не воспользуются таким подарком судьбы и не завалят жалобами Федеральную антимонопольную службу и суды.

К счастью, существует и второй вариант, единственно разумный — перенести вступление в силу этой нормы на более поздний срок. (Конечно, тогда государству придется признать свою оплошность и наказать ответственных за нее). Минэкономразвития совместно с Минкомсвязи и Федеральным казначейством может просить правительство отодвинуть срок минимум на 3 месяца и за это время не только выдать электронные подписи, но и серьезно модернизировать официальный сайт, поскольку и без корпоративных заказчиков он с трудом справляется с нагрузкой. Кроме того, многие заказчики жалуются на неприспособленность большинства электронных площадок под проведение их закупок. А ведь уже менее чем через месяц госкомпаниям в обязательном порядке придется закупать часть продукции в электронной форме.

В общем, приходится констатировать, что в нынешнем виде — и в указанные сроки — закон работать не сможет. А если заработает, будет еще хуже, чем сейчас.