Главное об электронных закупках

Переход к ФКС может улучшить ситуацию с госзакупками, считают эксперты

Предложенный Минэкономразвития проект Федеральной контрактной системы (ФКС) носит новаторский характер и вполне может улучшить ситуацию в сфере госзакупок, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Отметив, что новация в целом отвечает их ожиданиям, они подчеркнули, что она еще нуждается в доработке, поскольку не учитывает ряд важных для науки и бизнеса моментов

Переход к ФКС может улучшить ситуацию с госзакупками, считают эксперты

Идея внедрения ФКС вместо ФЗ-94 о госзакупках вполне оправдана, поскольку распутать весь связанный с действующим законом "клубок" проблем вряд ли возможно, полагают эксперты.

Менять или сохранять?

Минэкономразвития в начале сентября вынесло на общественное обсуждение проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), которая, по замыслу ведомства, должна придти на смену регламентирующему сейчас систему госзаказа федеральному закону № 94. Последний неоднократно критиковали, в том числе с замечаниями выступал президент РФ Дмитрий Медведев.

Глава государства поручил разработать новую редакцию закона с учетом требований инновационного развития экономики. После этого началось бурное обсуждение поправок в закон о госзакупках, предложенных ФАС, и концепции законопроекта о ФКС от Минэкономразвития.

Основные разногласия между ведомствами касаются вопроса сохранения закона № 94. Минэкономразвития предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. Это, по мнению экспертов ФАС, приведет к слому системы, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей в год. Кроме того, министерство предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС полагают, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.

Первое впечатление

Предложенный Минэкономразвития носит инновационный характер и регламентирует весь цикл госзакупок. Отдельными статьями прописаны действия заказчиков и исполнителей на каждом этапе. Минэкономразвития предлагает публиковать в интернете ежегодные планы-графики госзакупок.

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом поддерживают идеи министерства и позитивно оценивают новацию. Документ больше укладывается в самостоятельный законопроект, чем во вносящий поправки в действующее законодательство, считает ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Елена Галиновская.

Проект ФКС предполагает расширение круга отношений, то есть включает прогнозирование, планирование, заключение контрактов и контроль исполнения, — и это правильно, полагает эксперт. "Вносить поправки — как чесать правой рукой левое ухо. А предложенный цикл построен правильно. Это показывает, что мы плавно переходим в плановую государственную экономику, по крайней мере — в этом секторе", — полагает она.

Инициатива Минэкономразвития сформировать ФКС, чтобы перезагрузить правовое поле, вполне оправдана, считает советник Института современного развития, член экспертной группы "Стратегии-2020" Никита Масленников. Предложенный вариант во многом оправдал ожидания эксперта. "Министерство постаралось заложить институциональные инновации", — отметил он, добавив, что любое новое дело требует проработки деталей. "Думаю, к концу этой недели реестр "белых пятен" предлагаемой системы будет выстроен", — сказал Масленников.

Большая заслуга Минэкономразвития в том, что они вынесли документ на широкое обсуждение, считает независимый эксперт по закупкам Иван Бегтин. "В предложенном Минэкономразвития законопроекте есть некоторые улучшения, хотя моих личных ожиданий они, увы, не оправдывают, как и предложения от ФАС. Есть много косяков — например, положение о введении уголовной ответственности чиновников за нарушения закона о госзакупках не сопроводили соответствующими поправками в Уголовный кодекс", — пояснил он.

Лучше, чем 94-й

В целом новый законопроект от Минэкономразвития "в два раза умнее" ФЗ-94, хотя нуждается в доработке, полагает директор Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова. "Министерство последние пять лет скрупулезно собирало мнения заказчиков, поставщиков, представителей различных ассоциаций бизнеса. Тема многократно обсуждалась на различных форумах. И этот "плач Ярославны", этот снежный ком, рассортировав по тяжести проблем, наши коллеги из МЭР попытались решить экономическими способами", — отметила эксперт.

"Как показывают результаты наших исследований и мониторингов, ФЗ-94 вместо развития конкуренции ее фактически погасил, поскольку позволяет заключать контракт с единственным поставщиком, и законопроект о ФКС уже давно необходим, как воздух", — продолжила Кузнецова.

По ее мнению, снижение цены, за которое бились при принятии ФЗ-94, — не панацея. "Мы неоднократно проводили мониторинги исполнения госконтрактов, и там, где падение цены превышает 30%, четверть всех заключенных контрактов либо исполнены с нарушением сроков, либо аннулированы. Не говоря уже о том, что катастрофически страдает качество того, что мы получили", — пояснила директор Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ.

Масленников также придерживается мнения, что совершенствовать нынешний закон уже не получится. "Проверки, проводимые контрольными органами, доказали, что доля прямых растрат бюджета при размещении госзаказа велика. Очень похожая ситуация складывается с оборонзаказом", — пояснил он.

Критика

При этом эксперты констатируют, что ряд норм предлагаемого законопроекта должен быть серьезно доработан.

Бегтин, в частности, напомнил о сложившемся в настоящее время дисбалансе штрафов в сфере госзакупок. "Надо, чтобы за ошибки отвечал не тот, кто готовит процедуру заключения контракта, а тот, кто подписывает этот документ. Это, как правило, высшие чиновники министерств и ведомств", — предложил он, добавив, что при этом штрафы должны быть увеличены в разы.

Научный сотрудник Физического института РАН Евгений Онищенко указывает на проблемы документа, связанные с научными изысканиями. "Там есть достаточно важные вещи, например, связанные с освобождением от избыточной регламентации расходования выигранных по конкурсам и грантам средств. Однако в плане организации научных конкурсов в рамках ФЦП никаких серьезных улучшений я не нашел", — привел он пример.

Полгода назад Минэкономразвития предлагало ввести в действующий федеральный закон отдельную главу, которая была бы посвящена конкурсам НИОКР. Специалисты министерства попытались прописать данную специфику, но сейчас известно, что Минэкономразвития отказалось от отраслевых глав и намерено создать общую систему. Но, к сожалению, если не учитывать особенности научной сферы и ряда других областей, связанных с творческим трудом, то по-хорошему сделать закон о госзакупах не выйдет, полагает Онищенко.

"У нас пока много вопросов по законопроекту. Нас не устраивает ряд его положений, которые подразумевают серьезное нарушение прав малого бизнеса и сокращение для него возможностей допуска к контрактам", — заявил президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов. Он добавил, что сейчас организация готовит свои предложения по проекту ФКС.

Новое на базе старого

Министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров отмечает, что законопроект о ФКС развивает существующие наработки в этой сфере, появившиеся после внедрения ФЗ-94.

"Важно, что проектом закона вводится антидемпинговый механизм, а также система общественного контроля над всем циклом госзакупок. Все это, на мой взгляд, положительно скажется на эффективности, надежности и безопасности процесса госзакупок", — считает он.

При принятии нового законопроекта важно действовать грамотно, учитывая все нюансы данных процедур, предыдущий опыт, ставя во главу угла экономическую эффективность и удовлетворение в полном объеме потребностей заказчиков, указал Владимиров.

По словам Галиновской, принятие нового закона потребует проработанных переходных положений. "Уверена, что существующий документ еще будут дорабатывать, но концепция сохранится. Существующей ситуацией народ, что называется, уже наелся", — резюмировала она.