Главное об электронных закупках

Откатить закон о госзакупках

В правительстве начинается согласование изменений в законодательство о госзакупках на основе контрактной системы (ФКС). Проект, который осложняет контроль за торгами со стороны общества, рассматривают без публичного обсуждения, так как согласованный вариант должен быть представлен первому вице-премьеру Игорю Шувалову к 29 сентября

Откатить закон о госзакупках

К 29 сентября Минэкономразвития и Минфин должны представить в правительство доработанный вместе с ФАС, Минюстом и Счетной палатой вариант законопроекта о ФКС. Такое поручение 14 сентября дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, рассказали «Ведомостям» несколько федеральных чиновников. Ранее президент Дмитрий Медведев поручил внести в Кремль уже согласованный проект к 1 ноября.

ФКС была разработана Минэкономразвития весной, система должна объединить планирование закупок, их проведение и контроль результатов. Действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) описывает лишь вторую часть. Но проект вызвал серьезные межведомственные согласования, которые не удается урегулировать с зимы. Споры идут по технике реформы — нужно ли сохранить 94-ФЗ либо полностью заменить его ФКС и кто будет контролировать новую систему. А также по ее концепции. Среди спорных идей Минэкономразвития — возвращение предквалификации и критерия репутации поставщика, попытка сделать основной формой закупки конкурс вместо аукциона, развязать руки чиновникам в части расторжения и изменения условий контракта.

Учитывая разногласия, Минэкономразвития 1 сентября объявило общественную дискуссию по ФКС. Но в правительстве рассматривается версия от 1 сентября, рассказал его чиновник. Это подтвердил и замминистра экономического развития Алексей Лихачев.

«Получилась одна фикция обсуждения: хотя мы подготовили массу замечаний, они никому не нужны», — возмущен основатель Rospil.info Алексей Навальный. ФКС делает практически невозможным общественный контроль, продолжает он. Так, жаловаться на итоги тендеров смогут лишь участники торгов (сейчас любое лицо), а те, кого чиновники незаконно не допустят к торгам, оспорить их не смогут. На смену уже работающему способу приходят общественные советы, выбираемые чиновниками, «недовольных» в них просто не будут включать, замечает Навальный: «Нас возвращают в 2005 г., когда чиновники делали, что хотели».

Сложнее станет и доказывать незаконные действия чиновников, считает Александр Марков из Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ). Заказчик может провести «конкурентные переговоры», никак в законе не регламентированные, изменить условия контракта после торгов, приводит он примеры: причем последнее делает участие в тендерах неаффилированных участников очень рискованным. Аукционы, на которых сейчас размещается до 70% (3,5 трлн руб.) госзаказа, фактически заменят на конкурсы (см. врез), продолжает Марков, на последних критерий цены составит не более 50% общей оценки (сейчас — как минимум 55%), что позволит отсеивать поставщиков за счет непроверяемых субъективных критериев.

«Согласования идут, сокращается число принципиальных разногласий», — говорит Лихачев, но без совещания у премьера не обойтись. В настоящее время проводится работа по оценке, сказал представитель Минфина. Сейчас содержание ФКС не соответствует задаче оптимизации бюджетных расходов, замечает чиновник Минфина.

Закупки подорожают

По подсчетам НРПЗ, переход на ФКС обойдется бюджету в 30,3 млрд руб. Стоимость конкурса – 30 000–40 000 руб. против 3000–5000 руб. на сегодняшних электронных аукционах (госзаказчик за проведение аукциона сейчас не платит).