Главное об электронных закупках

Оплата расходов концессионера: немедленно или через 5 лет

К чему приведет новая инициатива ФАС

Оплата расходов концессионера: немедленно или через 5 лет

 

Решившая вмешаться в существующий порядок заключения концессионных соглашений, Федеральная антимонопольная служба разработала поправки в действующее законодательство. Поправками предусмотрено введение 5-летней отсрочки компенсации расходов концессионера из госбюджета. По мнению ФАС, это позволит четко разграничить понятия госзакупок и концессий.

ФАС направила в Минэкономразвития проект поправок в 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Антимонопольная служба предлагает внести в существующее законодательство изменения, в соответствии с которыми расходы концессионера на строительство объекта могут быть возмещены из государственного бюджета не ранее, чем через пять лет после заключения соглашения при условии успешной сдачи работ.

Таким образом, инвесторы должны будут сначала вложить деньги в реализацию проекта, и лишь спустя пять лет получить от государства компенсацию. При этом, по словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, 5-летняя отсрочка выплаты необходима для того, чтобы выйти за рамки 3-летнего бюджетного планирования с учетом времени, которое нужно на проектирование и экспертизу. Мера будет распространяться на вновь заключаемые концессионные соглашения. Для уже существующих ФАС предлагает предусмотреть возможность полной компенсации расходов концессионеров.

Опрошенные Т94 эксперты практически единогласны в том, что предлагаемая ФАС мера является движением в верном направлении в деле разграничения госзакупок и концессий. “Ее внедрение позволит разграничить де-юре концессии и госзакупки в том смысле, в котором они понимаются в российском законодательстве: все же пятилетняя отсрочка платежа не предусмотрена законодательством о контрактной системе, а потому само это обстоятельство не позволит говорить о соответствующих работах как о работах, выполненных по госконтракту”, – считает Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center.

“В свете решения арбитражного суда г. Москвы, поддержавшего ФАС в споре о том, что может считаться концессией, поправка действительно позволит снять противоречия между определениями концессионного соглашения и государственной закупки”, – согласен с ним Дмитрий Сытин, генеральный директор “ТЭК-Торг”. Однако, по его мнению, не исключено, что эта поправка и 5-летняя отсрочка компенсации расходов концессионера в итоге может привести к увеличению расходов самого государства. “Чтобы этого избежать, необходимо комплексное решение вопроса и детальная проработка всего процесса финансирования государством концессионных  соглашений”, – предупреждает он.

“Чтобы разделить концессионные и закупочные отношения не только де-юре, но и де-факто, необходимо пойти дальше и вспомнить об экономической сути концессионных сделок. Суть же эта сводится к тому, что частная компания вкладывает свои деньги в создание или реконструкцию высоколиквидного объекта инфраструктуры, пользуется им, а после того, как “отобьёт” свои деньги, передает этот объект государству, – поясняет Дмитрий  Казанцев. – Максимально упрощая, действует схема “частник платит – частник пользуется” (хотя и под условием того, что потом объект использования перейдет в казну). В госзакупке же действует принцип “бюджет платит – государство пользуется”.

По его мнению, если допустить в концессионных соглашениях произвольную комбинацию элементов обоих схем, то возможны и варианты “бюджет платит – частник пользуется”, и варианты “частник платит – государство пользуется”. Понятно, что первый вариант чреват злоупотреблениями, а последний – завышением цены выполнения работ. “Ведь если коммерческая компания фактически кредитует государство, выполняя за свой счет объект фактически на условиях госконтракта с пятилетней отсрочкой платежа, то цену этого самого контракта такой кредит увеличит непременно. Пусть даже цена будет выплачена из бюджета лишь через пять лет”, – говорит Дмитрий Казанцев.

По мнению Михаила Константинова, генерального директора ЭТП ГПБ, выступая с предложением введения 5-летней отсрочки оплаты, ФАС стремится к установлению процедурного контроля над проектами ГЧП, который не подразумевает оценки доходности на горизонте окупаемости проекта. Поэтому опасения центра развития ГЧП о том, что эта мера может “убить” зарождающийся рынок государственно-частного партнерства, могут оказаться правдой. “Инвестор пуглив, если он рискует своими деньгами, вдвойне – если рискует деньгами клиентов. Все прогнозы, которые могут сбыться его отпугнут. По определению, далеко и навсегда”, – говорит он.

Напомним, что в начале 2017 г. антимонопольное ведомство обратило внимание на два проекта, которые планировалось реализовать по модели государственно-частного партнерства в Республике Башкортостан. Первый из них – строительство платной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, концессию на которое выиграла “Башкирдорстрой”. Проанализировав условия контракта, ФАС пришла к выводу, что все расходы на строительство дороги фактически несет государство, а значит данное концессионное соглашение прикрывает госзакупку. С позицией антимонопольной службы согласился и арбитражный суд, который отменил уже заключенный контракт.

Еще одна сделка, вызвавшая претензии антимонопольной службы, – реконструкция радиологического корпуса Республиканского клинического онкологического диспансера в том же Башкортостане. Правительство региона получило письмо от частного инвестора с предложением обсудить частную концессионную инициативу. Для ее рассмотрения были приглашены представители территориального управления ФАС, которые выпустили предупреждение о недопустимости такой сделки как содержащей признаки нарушения конкуренции.

Высказавшийся по поводу этих контрактов руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что необходимо провести четкую грань между госзакупками и концессионными соглашениями. В первом случае все затраты по выполнению проекта берет на себя государство, во втором государство компенсирует только часть расходов инвестора. Тех, кто заключает концессионное соглашение на условиях полного возврата вложенных средств за счет государственного бюджета, Игорь Артемьев назвал махинаторами и жуликами.

Автор: Наталья Рудычева

 

Статьи по теме