Главное об электронных закупках

ОНФ: Системе госзакупок необходим скорейший запуск важнейших институтов

Представители ОНФ считают, что Минэкономразвития вместо того, чтобы проводить спешный конкурс по отбору электронных торговых площадок (ЭТП), следовало бы сконцентрировать свои усилия на запуске важнейших институтов в контрактной системе госзакупок.

ОНФ: Системе госзакупок необходим скорейший запуск важнейших институтов

О проблемах контрактной системы закупок говорили на заседании экспертного совета по вопросам контрактных отношений при Минэкономразвития РФ, которое прошло 22 апреля. О том, когда контрактная система начнет работать полноценно, члены экспертного совета не решили. К тому же, многие из ключевых составляющих системы уже должны были работать даже во время принятия закона ФЗ-44, но они до сих пор не функционируют в нормальном режиме. Это касается единой информационной системы (ЕИС), а также нормирования и планирования закупок. Их работоспособность позволила бы обеспечить прозрачность и открытость госзакупок, считают представители Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Сроки запуска всех этих институтов неоднократно срывались. Внедрение в систему закупок планирования было сдвинуто на 1 год – до начала 2016 года, а использование при закупках нормирования переносилось трижды. Изначально его хотели внедрить в июле 2014 года, затем дату запуска перенесли на начало 2015 года, сейчас же дан новый срок – начало 2016 года. Чтобы контрактная система могла функционировать в нормальном режиме, необходимо принять минимум 10 правительственных постановлений, из которых на текущий момент принято только 3.

Проведенная Счетной палатой в начале 2015 году аудиторская проверка этих задержек выявила, что правительственное постановление, касающееся порядка и сроков ввода в эксплуатацию ЕИС, было принято только в январе, когда оно должно было заработать еще в июле прошедшего года. Прослеживается срыв сроков и по актам, связанным с вопросами планирования госзакупок, их обоснования, порядка формирования и организации каталога работ, услуг и товаров.

Антон Гетта, руководитель проекта «За честные закупки» при ОНФ, считает, что концепция таких институтов как нормирование и планирование госзаказов, должна сочетать в себе следующие качества:

  • исключение возможности нарушений закона поставщиками и заказчиками;
  • повышение прозрачности проведения закупок;
  • повышение эффективности общественного контроля за госзакупками.

Сейчас же, по мнению руководителя проекта ОНФ, при разработке правил нормирования Минфин руководствуется скорее формальной логикой бюджетного законодательства вместо того, чтобы создать понятную и работоспособную систему, которую могли контролировать общественные представители.  Также Антон указывает, что Минэкономразвития в этом плане фактически не предпринимает никаких действий.

Представители ОНФ отметили, что создание ЕИС проходит без обсуждения с экспертами в бессистемном порядке. Согласно данным Счетной палаты, Минэкономразвития в 2014 году заключило госконтракт на разработку концепции и технического задания ЕИС, который обошелся бюджету в 6,9 млн. рублей. После получения результатов работы специалистов министерством на протяжении 8-ми месяцев они так и не были использованы. Более того, после передачи ЕИС в разработку Федеральному казначейству применение заказанных расчетов и работ вовсе оказалось под сомнением.

Стоит отметить, что и Минфин и Минэкономразвития предпочитают уклоняться от общественного обсуждения вопросов, связанных с запуском важнейших институтов системы госзакупок. Такое поведение представители министерств показали на Всероссийском форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки», проходящем с 11 по 13 марта 2015 года, а также во время круглого стола о проблемах и перспективах развития института нормирования сферы госзакупок, состоявшегося 3 декабря 2014 года.

Вместо внедрения институтов системы госзакупок Минэкономразвития РФ активно занимается разработкой новых правил для отбора операторов электронных торговых площадок (ЭТП), на которых можно было бы размещать госзаказы. Ведение разработки в этом плане недвусмысленно указывает на то, что чиновники решили сменить пятерку тех операторов ЭТП, которые были приняты в 2010 году:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЭТП ММВБ «Госзакупки».

Их полномочия истекли в начале 2015 года – 25 января, но позже были пролонгированы еще на один год.

Антон Гетта выражает непонимание желания министерства ускорить введение новых правил, наличие которых позволило бы уже в апреле месяце этого года выбрать новых операторов ЭТП на период 2016-2020 годов. Такая спешка, по мнению руководителя проекта ОНФ, может негативно сказаться на проработанности правил отбора операторов ЭТП и контроля за ними. Все это повлечет ухудшение ситуации на рынке или его несостоятельности к проведению объективных и прозрачных госзакупок.

Минэкономразвития также собирается создать единые требования к ЭТП не только для организации и проведения госзакупок, но и для корпоративных торгов, которые объявляют ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром». Министерство считает, что некоторые из площадок не соответствуют необходимым нормам информационной безопасности, а также имеют аффилированные связи с крупными заказчиками. Все это создает предпосылки злоупотребления на госзакупках.

Антон Гетта соглашается, что провести отбор операторов ЭТП необходимо, ведь на них проходят торги не только по закону 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ, который используется госкомпаниями в большей степени. Но Гетта считает, что первостепенной задачей министерства должна быть организация работоспособности институтов нормирования, планирования, обоснования госзакупок и создания ЕИС. Без них обеспечить на торгах по контрактной системе объективность и прозрачность невозможно, подытожил руководитель проекта «За честные закупки».