Главное об электронных закупках

ОНФ: Инициатива правительства не закроет всех лазеек в законодательстве о закупках

Мнение Виктора Климова, депутата Госдумы, члена Центральной ревизионной комиссии ОНФ, заместителя главы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству

ОНФ: Инициатива правительства не закроет всех лазеек в законодательстве о закупках

Министерство экономического развития РФ подготовило поправки к закону "о контрактной системе", запрещающие доступ к госзакупкам компаниям из низконалоговых офшорных юрисдикций, сообщает газета "Коммерсант". Речь идет о странах, «предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций».

По информации заместителя председателя думского комитета по экономической политике, представителя Центральной ревизионной комиссии Народного фронта Виктора Климова, данная инициатива принадлежит не сотрудникам Минэкономики, а Министерству финансов РФ. Все это, считает Климов, необходимо, «чтобы инструмент государственных закупок применялся в том числе и как инструмент стимулирования российской экономики и отечественного производителя, не допуская ухода денег от налогов в офшоры». «Если эту меру рассматривать как одну из большого перечня, то, наверное, она нужна, но сказать, что она революционна и закроет все возможные лазейки, точно нельзя», — считает парламентарий.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин в своем декабрьском послании Федеральному собранию призвал облагать средства, выводимые российскими бизнесменами в офшоры, налогами. Затем в соответствии с поручениями главы государства перед правительством РФ была поставлена задача обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих введение запрета на заключение государственных или муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в офшорной юрисдикции.

Представители Министерства экономического развития, по данным «Коммерсанта», предлагают ограничить свободу участия в госзакупках юридическим лицам, зарегистрированным в юрисдикциях из перечня офшоров Минфина, в котором значится 41 государство. К таким закупкам, по идее Минэкономики, офшоры нельзя будет привлечь даже в качестве субподрядчиков и соисполнителей.

«Довольно редко в госзакупках участвуют офшорные компании, — добавил Климов. — Запрет этот ввести следует, но, как правило, для участия в государственных закупках используются более сложные конструкции. Обычно в торгах присутствуют компании — резиденты Российской Федерации, и у них структура собственности может быть достаточно сложной: в числе учредителей могут быть и российские юридические лица, и компании, которые находятся в офшорах, а вот дальше может быть всё что угодно. Поэтому в продолжении темы деофшоризации было бы правильно вернуться к вопросу о необходимости раскрытия конечных бенефициаров, компаний, которые выигрывают тендеры в госзакупках, как это было в одной из редакции 44 ФЗ, на федеральном уровне свыше миллиарда рублей и для регионального уровня свыше 100 млн. Сейчас для этих закупок есть только одно дополнительное условие – это публичное обсуждение, что не очень работает».

По словам Климова, «было бы правильно подойти к этому вопросу более радикально, поскольку и сегодняшняя, и прошлые редакции 44 ФЗ вызывают вопросы с точки зрения правоприменительной практики». «Эксперты сомневаются по поводу их реализации: как поступать, если информация подтвердилась или не соответствует действительности. Здесь масса вопросов. В связи с этим можно подумать о том, чтобы любая компания, которая участвует в государственных закупках, вообще не имела бенефициаров в офшорных юрисдикциях. То есть в числе собственников организации ни в первом, ни в каком ином колене не должно быть офшоров. Это точно закроет все возможности для злоупотреблений», — выразил свое мнение зампред думского комитета по экономической политике.