Главное об электронных закупках

Обещают взять в дело: Малый и средний бизнес поможет сократить закупки у единственного поставщика

Следующий год обещает быть для малого и среднего бизнеса если не рекордным в сфере госзаказа, то уж точно весьма успешным. Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) намерена контролировать исполнение квоты закупок у малого бизнеса. От субъектов МСП требуется лишь вести личный кабинет в реестре на сайте Федеральной налоговой службы РФ.

Обещают взять в дело: Малый и средний бизнес поможет сократить закупки у единственного поставщика

 Сейчас в реестре малого и среднего бизнеса, где прописана вся продукция, которую предприятия могут поставлять, содержится информация о 5,8 млн индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 95% из них относятся к микропредприятиям (оборот не превышает 120 млн руб., количество сотрудников до 15 человек). По словам Николая Баранова, заместителя директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ, реестр субъектов МСП служит сервисом-помощником для госкомпаний в поиске поставщиков. Такой сервис особенно актуален при постоянном росте номенклатуры закупок – за год их количество увеличилось с 8 427 позиций до 21 000.

"Реестр МСП запущен в 2016 г. и с первого дня активно начал работать. Каждый предприниматель должен самостоятельно в личном кабинете указать всю необходимую информацию о компании, ее продуктах или услугах. К сожалению, пока не все знают о том, что вести личный кабинет им нужно самим. Одной из главных задач для Корпорации МСП является процесс запуска и проведения широкой информационной кампании для бизнеса. Предприниматели должны знать и о существовании реестра, и для чего он нужен, и как с ним работать", — поделился с Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний.

Корпорация МСП будет следить за тем, чтобы госкомпании не препятствовали получению заказов малыми предприятиями. В будущем году она обещает предельно внимательно контролировать качество закупок у единственного поставщика. Сегодня они составляют 51%, а "иные" способы закупки, зачастую маскирующие все ту же закупку у единственного поставщика – 45 %. В итоге до 96% закупок осуществляется на неконкурентной основе.

"Ежегодный процент неконкурентной закупки должен не увеличиваться, а снижаться. Для этого Корпорации МСП и заказчикам необходимо вести совместную работу по расширению пула поставщиков малого и среднего предпринимательства и "довыращиванию" уже существующих компаний", — отмечает Сергей Фахретдинов.

Николай Баранов говорит, что контролировать закупки у единственного поставщика будет возможно только с помощью сайта ЕИС, где публикуется информация об исполнении госконтракта. Министерство экономического развития РФ рекомендовало дополнять эту информацию фотоматериалами.

Это пока планы на будущее. Главным же за минувший год эксперты считают то, что удалось преодолеть серьезный барьер и обратить внимание госкорпораций на качественную продукцию малого бизнеса.

"На мероприятиях по развитию взаимодействия крупных заказчиков с бизнесом, мы не раз слышали от представителей госкомпаний, что сейчас не так много субъектов МСП, которые соответствуют требованиям заказчиков, — комментирует Сергей Фахретдинов. – Чаще всего, госкомпании говорят о несоответствии качества продукции, отсутствии у субъектов МСП необходимого опыта и навыков для осуществления поставок. Но ситуация постепенно меняется". По словам эксперта, решением этой проблемы должна стать более активная реализация программ партнерства госкомпаний с малым и средним бизнесом.

Примеры подобного успешного сотрудничества уже есть. По словам Алексея Галкина, начальника управления организации закупочной деятельности корпорации "Россети", в его практике за 9 месяцев доля закупок МСП на спецторгах составила более 20 %, а доля закупок, где побеждали МСП на общих основаниях — 60%. Кроме того, среднее количество участников торгов выросло в последнее время на 10% и достигло 4,4 участника. Для сравнения: по данным Минэкономразвития, среднее количество участников в закупках компаний с госучастием обычно составляет чуть более двух.

"Малый бизнес охотно идет на торги", — отмечает Алексей Галкин. Он напомнил, что в стратегии развития МСП заявлено увеличение квоты закупок с 2018 г. с 18% до 25%, в которых МСП участвуют на общих основаниях. Соответствующие поправки в Постановление Правительства РФ № 1352 будут подготовлены в 2017 г. "Как показывают промежуточные оценки Корпорации МСП, достижение данного показателя (25%) не вызовет трудностей у заказчиков. В среднем выходит 60%", — поделился Галкин.

Следует все же заметить, что крупного заказчика не всегда устраивают качество и объемы поставок от МСП. "Если речь идет о закупках лекарств, то у заказчиков возникает ряд проблем, они начинают просить снять жесткое регулирование. В сфере фармацевтики большинство производителей не относятся к МСП, у них есть свои лаборатории, цеха, научные базы. Но государство настаивает на расширении присутствия МСП на рынке закупок и принимает для этого все меры", — говорит Николай Баранов.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что от сотрудничества госкомпаний и малого бизнеса, государство, да и сами предприниматели, имеют экономические преимущества, которые обеспечивают прозрачность и конкуренцию на торгах. В этом тандеме государство получает оптимальные цены и экономию расходов бюджета, а бизнес – гарантированные платежи за выполненные работы.

Автор: Ангелина Жукова.