Главное об электронных закупках

Новый закон о госзакупках отобьет у чиновников желание воровать?

Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба спорят, как сделать систему закупок прозрачной

Покупка автомобилей и организация дорогостоящих тендеров обходится государству в пять триллионов рублей в год. Из них триллион, по данным президента Дмитрия Медведева, чиновники воруют. Это десятая часть федерального бюджета! В России уже несколько лет действует закон, который обязывает все государственные закупки выставлять на открытые торги. Документ дал свои результаты, но чиновники научились обходить и его. Так что власть ставит задачу доработать механизм или даже заменить его принципиально новым.

Это война

Система государственных закупок почище любого Эльдорадо. Власти проводят тендеры на строительство дорог и административных сооружений; закупают необходимые для работы бюрократии расходные материалы и технику. Честным бизнесменам пробиться к торгам практически невозможно, поскольку тендеры проводятся в интересах дружественных или согласившихся на откат фирм. Многие чиновники буквально озолотились на госзакупках!

Руководство страны попыталось разрушить порочную систему. В 2006 году вступил в силу федеральный закон № 94, обязывающий чиновников все государственные закупки проводить через систему открытых торгов. В интернет-сообществе стало модным подлавливать бюрократов на воровстве. Цены завышены и слишком детально прописаны требования к товару? Не иначе тендер организован под конкретного победителя. Цена в ходе торгов снизится, у властей появится формальный повод отчитаться об успехах в сокращении госрасходов (смотрите «Экономия — триллион рублей»), а контракт достанется дружественной фирме.

Реальная история: один из чиновников на Юге России организовал тендер на покупку квартиры. В условиях торгов подробно описал требования к жилью — вплоть до
штукатурки и расцветки обоев. Цену за квадратные метры предложил выше рыночной. Разумеется, такой финт ушами пройдет только в том случае, если представитель власти имеет в виду совершенно конкретную квартиру. Так и произошло: его родня выставила на торги жилье, которое полностью подходило под условия конкурса. И только бдительность правоохранительных органов помешала чиновнику заработать за счет казны.

— Сегодня получить заказы от государства честно очень трудно, — поделился опытом на радио «Комсомольская правда» лидер движения «Молодые юристы России» Сергей Бруев. — Все знают, что есть фирмы, которые заранее обладают преференциями в конкурсах. Но людям с юридической подготовкой все-таки удается выигрывать торги. Приходится жаловаться в Федеральную антимонопольную службу и Арбитражный суд. Это самая настоящая война. В прошлом году мы выиграли 17 тендеров, все контракты исполнили. Но сейчас в моем кабинете добрую половину места занимает переписка с чиновниками.

Оказалось, жесткий механизм организации торгов не только выкручивает руки жуликоватым бюрократам, но и многим заказчикам. Первыми на 94-ФЗ пожаловались ученые, которые постоянно получали не то, что заказывали. К примеру, если географы отправляли заявку на покупку профессиональных горных ботинок, то получали более дешевые туристические. Вслед за учеными заголосили и чиновники. Мол, торги на строительство дорог выигрывают предприятия, которые не в состоянии обеспечить качество…

— Закон заточен под закупку спичек или бумаги, но не космических кораблей, — говорит Ирина Кузнецова, директор Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева. — Пришло время сделать систему госзакупок умной.

Конкурентные переговоры

За разработку поправок к системе госзакупок чиновники взялись с редкостным рвением. Существует два основных варианта реформы. Первый — щадящий. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила пакет поправок к нынешнему закону о госзакупках, которые должны устранить недочеты. Руководство ФАС предлагает размещать планы закупок на едином общероссийском портале, чтобы предприниматели могли заранее к ним подготовиться. Формализовать требования к товарам, услугам и участникам торгов, что позволило бы основную часть коррупционных тендеров отсекать до их проведения. Организаторы торгов обязаны будут обосновать первоначальную цену лота, изучив средние цены на рынке. Кроме того, в документе предлагалось прописать запрет на покупку чиновниками предметов роскоши. Интернет пухнет от возмущенных комментариев блогеров, которые недовольны красивой жизнью чинуш за народный счет: то лимузин за миллионы рублей покупают, то золотую кровать, то спутниковую тарелку с эротическим телеканалом.

Второй вариант реформы кардинальный. Минэкономразвития России (МЭР) фактически готов сровнять нынешнюю систему госзакупок с землей, а на ее месте возвести Федеральную контрактную систему. Вместо примитивного аукциона руководство МЭР разработало целую систему инструментов: и аукцион с предквалификацией (отсечением неустраивающих заказчика предложений на ранних стадиях тендера), и закрытый конкурс, и конкурентные переговоры…

Особое возмущение экспертов вызвал последний пункт — «конкурентные переговоры». Богатая фантазия бизнесменов тут же нарисовала картину: чинуша встречается с участниками до начала торгов, выясняет размер предлагаемых откатов; кто больше предложит, тот и победитель.

— В предложении Минэкономразвития много действительно положительных вещей, — считает Сергей Бруев. — Но документ строится из «презумпции добросовестности заказчика». Растерзав 94-й закон, чиновники получат возможность раздавать заказы, буквально указав пальцем на компании, которые обеспечат качество выполнения услуг. Но ведь не исключен и такой вариант: заказы раздадут за откаты.

Главы ФАС и МЭР предложения о реформе системы госзакупок изложили первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Было решено не отказываться от нынешней системы госзакупок в угоду Федеральной контрактной системе. Но к сентябрю к закону № 94 главы министерств и ведомств должны подготовить устраивающий всех пакет поправок.

Комментарий эксперта

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы: «Система должна быть прозрачной на всех стадиях процесса»

— Подготовленная к осени новая система госзакупок будет компромиссной. Скорее всего, крен в новом законе будет в сторону предложений Минэкономразвития. Нынешний 94-ФЗ собрал столько недоброжелателей, что его, скорее всего, отменят. Даже если множество его элементов будет заимствовано Федеральной контрактной системой.

 Заработает ли новая система госзакупок, если в ее основу положена «презумпция добросовестности заказчика»? Это всего лишь фигура речи. Разумеется, в Минэкономразвития не думают, что все чиновники честные и их не нужно проверять. Но в министерстве правильно говорят, что за всеми не уследишь. Чтобы чиновники не обогащались на закупках, система должна бы прозрачной на всех стадиях процесса. Это единодушное мнение и МЭР, и ФАС. Тогда многие проблемы можно будет решить не только за счет прокуратуры и антимонопольных органов, но и силами гражданского общества.