Главное об электронных закупках

НОВАЯ ЭРА ГОСЗАКУПОК:

Участники V Санкт-Петербургского международного Форума контрактных отношений обсудили актуальные вопросы закупочного законодательства

НОВАЯ ЭРА ГОСЗАКУПОК:

На прошлой неделе завершился V Санкт-Петербургский международный Форум контрактных отношений. Лейтмотивом мероприятия стали темы, актуальные для всех сторон закупок в 2021 году, когда вступит в силу второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Организаторами выступили Правительство Санкт-Петербурга и Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга. Партнеры Форума – федеральная электронная площадка РТС-тендер и электронная площадка Российский аукционный дом (ЭТП РАД).

Что ждет участников госзакупок в 2022 году?

В первый день мероприятия участники обсудили детали «оптимизационного» законопроекта. Участниками дискуссии под модерацией вице-губернатора Санкт-Петербурга Эдуарда Батанова стали представители регулятора: заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров, руководитель ФАС России Максим Шаскольский и заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.

В начале форума с приветственным словом к гостям выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, который зачитал приветствие главы города Александра Беглова. В нем он отметил, что Санкт-Петербург входит в тройку лидеров в России по количеству закупок и объему их финансирования, в том числе с привлечением малого и среднего бизнеса. После него выступил генеральный директор площадки РТС-тендер Владимир Лишенков, который отметил успешное поступательное решение всех возникающих проблем в закупках, которое стало возможным благодаря цифровизации отрасли. Генеральный директор площадки Российский аукционный дом Андрей Степаненко подчеркнул важность открытого диалога власти и бизнеса в остром вопросе государственных закупок.

В ходе своего выступления заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров рассказал, что в целом этап оптимизационных поправок, которые начинают новую эру закупок, уже завершен. Сейчас в работе находится больше 60 нормативных правовых актов. Акценты расставлены на следующие моменты: применение электронного магазина, которое на данный момент еще сдерживается формулировками ЕАЭС, и электронное актирование с автоматической оплатой принятых работ с 1 января 2022 года. «Сроки будут 15-10-7 дней, мы уходим от проблемы неоплаты поставленных на учет денежных обязательств, делаем это в автоматическом режиме. Сейчас мы не можем это контролировать, сроки нигде не фиксируются, что препятствует более широкому участию поставщиков в закупочных процедурах. Поэтому нам необходимо наладить взаимодействие электронной приемки с фиксированными датами и исполнением бюджетов оплаты контрактных обязательств».

Тему важности электронного актирования продолжила заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. «Цифровой акт приемки с 1 января 2022 года войдет в работу всех заказчиков. Согласно совместному письму ФНС России и Казначейства цифровой акт ЕИС станет равнозначным бумажному, в том числе в целях налоговых проверок. Внедрено формирование, подписание, корректировка цифрового акта, включая особенности для строительной отрасли и лекарственного обеспечения. Реализована интеграция с системами бюджетного и бухгалтерского учета ― это нужно для постановки на учет денежных обязательств и ведения бухгалтерии».

Острую тему в своем выступлении затронул руководитель ФАС Максим Шаскольский. «Продолжается борьба с профессиональными жалобщиками, которая дает свои плоды: если в 2020 году было 16,7 тыс. предписаний, то в 2021 году уже 14,5 тыс. Нужно обратить внимание на типичные ошибки заказчиков – ненадлежащий порядок оценки заявок в конкурсах, некорректное описание объекта закупки, установление требований к участникам закупки, не предусмотренных законодательством, излишние требования к содержанию заявки и другие», ― уточнил он.

В рамках сессии о земельно-имущественных торгах в интересах государства с докладом выступил генеральный директор Российского аукционного дома Андрей Степаненко. Спикер отметил, что федеральные площадки, отобранные государством для проведения торгов, сегодня занимаются и закупками, и продажами в интересах государства. Универсальность подхода к понятию «торги» сводит в один тематический блок оба эти сегмента, требует от площадок квалификации по обоим этим направлениям. «Есть несколько тем, которые в скором будущем повлияют на формирование практики торгов на регулируемом государством рынке. Во-первых, разработка единого федерального закона о торгах, который сведет воедино все нормативно-правовые акты, касающиеся продажи имущества на торгах. Во-вторых, это вопрос профессионального подхода к продаже имущества на торгах. Но ошибочно думать, что госимущество можно просто размещать на площадке и получать желаемый финансовый результат. Если нужно привлечь отраслевых покупателей, если нужен не только факт продажи, но и наполнение бюджета, надо приглашать профессионального агента, который будет собирать инвесторов, обеспечивать конкуренцию на торгах и так далее. В третьих, сейчас остро стоит вопрос наполнения ГИС. Система делается руками, и если план приватизации не будет заведен в ГИС к концу этого года, приватизация в 2022 году не начнется – мы просто не сможем объявить ни одни торги», – подчеркнул Андрей Степаненко.

Также в рамках первого дня  Форума состоялось пленарное заседание по международному опыту проведения совместных закупок под модерацией председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александра Жемякина, директора Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрея Храмкина и директора Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, директора Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексея Иванова. Опытом проведения госзакупок поделились замначальника Департамента международного сотрудничества по делам госзаказа Казначейского департамента Минфина КНР Чжу Ли, председатель Совета малого и среднего бизнеса Кореи в России Шин Кванг-Хи, а также первый заместитель директора ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Министерства иностранных дел Республики Беларусь Александр Запольский.

Практика госзакупок: ошибки и кейсы

Второй день V Санкт-Петербургского международного форума контрактных отношений был посвящен практическим аспектам проведения госзакупок. В частности, участники форума разобрали ошибки заказчиков при применении национального режима, особенности закупок топовых отраслей госзаказа и их влияние на национальную экономику, а также поделились с рынком лучшими практиками регионов.

Открыла пленарное заседание руководитель УФАС по Псковской области Ольга Милонаец с докладом об антиконкурентных соглашениях заказчиков и участников торгов (135-ФЗ), а также о предотвращении возможных рисков. Она пояснила, что такие соглашения между хозяйствующими субъектами имеют разный состав, но последствия одинаково отрицательные. «Мы доказываем сговоры по ряду признаков: совпадение автора технического задания и должностных лиц победителя торгов. Анализируем, кому заказчик направил запросы, как выбирал организации, не связаны ли они между собой. Фиксируем «заточки» в документации – уникальные характеристики без потребительской ценности, отправляем запросы в налоговые органы, банки, электронные системы», ― рассказала спикер.

Заместитель руководителя УФАС по Санкт-Петербургу Вячеслав Тукаев поделился проблематикой закупок из-за влияния последствий коронавируса, а также уточнил практику решений о внесении участников в РНП. «Больше 35% заявлений о внесении поставщиков в РНП рассматриваются в положительную сторону, в основном когда компании не выполнили работы или отказались заключать контракт. В остальных случаях мы обычно отклоняем, но по уважительным причинам, например, сам заказчик не передал необходимую документацию исполнителю».

Профессор кафедры финансового права ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» Виталий Кикавец отметил, что необходимо менять излишне нападающую позицию ФАС к заказчикам, так как контроль всегда подразумевает обратную связь. «Хотелось бы слышать не только о нарушениях, но и профилактике этих нарушений, либо конкретные рекомендации заказчиками. Взять тот же сговор: многие даже не знают, какие неблагоприятные последствия это несет», ― выразил свое мнение эксперт.

В отраслевой секции по строительству обсуждались новации законодательства о контрактной системе в этой сфере, функции Единого заказчика в сфере строительства, возрастающую роль информационного моделирования зданий (BIM) в сфере строительства. «Идет курс на применение BIM в части госзаказа, преимущества здесь ― повышение качества проектной документации, сокращение времени на выполнение, оптимизация затрат всех участников», — сказал директор Института госзакупок Андрей Храмкин.

В секции региональных практик под модерацией председателя Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александра Жемякина эксперты обменивались знаниями, в том числе о развитии системы закупок малого объема, а также эффективными инструментами, применяемыми в Ленинградской области при осуществлении закупок, регулировании закупок Мурманской области, особенностями централизации государственных и муниципальных закупок в Архангельской области. К примеру, была отмечена результативность проведения различных конкурсов для популяризации профессии специалиста в сфере госзаказа.

В секции об особенностях закупок в здравоохранении разобрали наиболее актуальные вопросы отраслевых заказчиков: составление технического задания на закупку медицинского оборудования, применение национальных стандартов, правила формирования лотов при осуществлении закупок медицинского оборудования. «Обращаю ваше внимание, что ПП РФ №620 не применяется к закупкам, объявленным до 1 июля 2021 года, закупкам медизделий, объединенных в один лот по контрактам жизненного цикла, закупкам медизделий, объединенных в один лот с расходными материалами, которые предусмотрены производителем для использования данных изделий», — уточнил руководитель Экспертного центра Института госзакупок Александр Евсташенков. Также участники секции обсудили вопросы, связанные с обоснованием НМЦ: цена рассчитывается с учетом НДС, если это применимо для закупаемого медизделия. 

На полях форума также прошло заседание экспертно-консультационного совета по развитию контрактной системы в сфере закупок Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», в работе которого принял участие заместитель генерального директора РТС-тендер по Сибири и Дальнему Востоку Игорь Бубуненко.  На заседании совета руководители и специалисты уполномоченных органов регионов Сибири обсудили информацию, полученную на форуме, поделились идеями о возможностях ее внедрения на региональном уровне и особенности подготовки к новым условиям работы.

Статьи по теме