Главное об электронных закупках

Неожиданный поворот: Контрактов меньше, цены выше

Эксперты рассказали как обеспечить равномерность расходов. 

Неожиданный поворот: Контрактов меньше, цены выше

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова отметила: расходы по госконтрактам на закупку товаров, работ и услуг для госнужд по открытой части составили 26,3%, что ниже среднего. Количество контрактов, заключенных с начала года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось на 9,9%, при этом цена увеличилась на 22,7%. С 29,3% до 31,8% увеличилось количество закупок по сумме у единственного поставщика. В результате этого сократилась экономия по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,5 раза.

Из этих  данных можно увидеть эффект укрупнения закупок, поясняет Георгий Сухадольский, генеральный директор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок". С одной стороны, такая тенденция сокращает трудозатраты заказчиков на большое количество процедур и повышает экономический интерес к такой закупке, а с другой – уменьшает вероятность выигрыша малого и, тем более, микро-бизнеса.

"Одной из основных причин  снижения количества госзакупок  и роста их цены  стало следующее обстоятельство, — рассказывает Т94 Людмила Пронина, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления РАНХиГС. — В 2016 г. было утверждено постановление Правительства РФ, закрепляющее приоритет продукции российских производителей при проведении госзакупок. Закон, стимулирующий отечественное производство, вступил в силу 1 января 2017 г. Такая мера поддержит отечественного производителя, стимулируя расширение  выпуска товаров в количественном отношении. Однако, любые меры, ограничивающие конкуренцию, в конечном итоге приводят к падению качества товаров. Если раньше отечественный бизнес вынужден был бороться с зарубежными конкурентами в соотношении "цена-качество", то, убирая импортные аналоги, мы с одной стороны даем преференции своему производству, с другой – убираем мотивацию борьбы за рынки сбыта.
При этом в конце августа 2016 г. Правительство РФ утвердило перечень товаров, запрещенных для госзакупок у импортеров. В их числе мясо, рыба, молоко, соль, сахар и другие".

"Первый фактор, который и свидетельствует о справедливости данных Счетной палаты — инфляция, — комментирует Т94 Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center. — И реальные госзаказчики, и поставщики живут не в мире идеальных цифр, а в мире реальных цен, которые ежегодно увеличиваются. Разумеется в условиях относительно неизменного объема госбюджета и количество госзакупок будет сокращаться, и цена будет увеличиваться. Учитывая, что даже рыночные цены растут интенсивно, а цены госзаказа, которые в силу условий контрактной системы по определению выше рыночных, растут тем более". По его словам, закупки у единственного поставщика — вопрос более  сложный, здесь необходимо анализировать, что именно и по каким ценам у него закупалось. Это именно перерасход, либо экзотический метод экономии бюджетных средств, через оптимизацию фонда заработной платы и оргусилий на проведение конкурентной закупки. "Может, цены возросли не по уровню реальной инфляции, может они переросли, нужно смотреть произошло ли это за счет открытых статей бюджета или закрытых. Судить о перерасходе как факте, из которого следует непременное снижение эффективности закупок, я бы не стал. Каждое увеличение бюджетных расходов требует отдельного анализа", — уточнил эксперт.

В свою очередь Людмила Пронина поясняет, что увеличение количества закупок по сумме у единственного поставщика объясняется в основном неэффективной организацией торгов, в том числе электронных, а также наличием множества злоупотреблений при их проведении.

"Меры, которые следует принять для обеспечения равномерного и эффективного использования средств не только федерального бюджета, но и региональных, и местных бюджетов, в 2017 г. должны носить системный характер: совершенствование законодательства,  усиление контроля за проведением торгов, прекращение дальнейших усилий по снижению конкуренции между отечественными и зарубежными производителями", — предлагает Людмила Пронина.

Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, напомнил, что по данным Единой информационной системы в сфере закупок, около 70% поставщиков, из 50 крупнейших по сумме всех заключенных контрактов за 2016 г., являются организациями, в которых государство принимает участие в той или иной форме. При этом, по данным Росстата, каждое третье унитарное предприятие в России завершило 2016 г. в убытке. "Огромное количество ГУПов и МУПов принимают участие в закупках в качестве единственного поставщика, что и повлияло на общую статистику, представленную Счетной палатой. Медленная ликвидация унитарных предприятий, зачастую проводимая в форме реорганизации в иные формы предприятий с государственным участием, свидетельствует лишь о трансформации доли государства в экономике в иные формы хозяйствования", — добавляет Сергей Фахретдинов. По его мнению, профильным федеральным органам исполнительной власти следует разработать и реализовать программу приватизации ГУПов и МУПов, действующих на конкурентных рынках. Тогда система закупочной деятельности станет прозрачной, а количество закупок у единственного поставщика снизится, вырастет конкуренция, что приведет с одной стороны к повышению качества закупаемой продукции, а с другой стороны – к снижению затрат и экономии бюджетных средств.

Эксперты сходятся во мнении, что цифры, представленные Счетной палатой, говорят о целом ряде проблем и явлений и требуют тщательного анализа. 
Автор:Ангелина Жукова.