Главное об электронных закупках

Навальный подал жалобы. Смольный отменил конкурсы

ФАС России жестко пресекла бунт петербургских дорожников, отклонив все пять жалоб на скандальные тендеры комитета по развитию транспортной инфраструктуры. Однако упавший было антимонопольный флаг подхватил Алексей Навальный, подав в УФАС Петербурга три заявления на конкурсы все того же ведомства. Два из них уже отменены новым главой КРТИ Дмитрием Бурениным. Но, по его словам, такое решение никак не связано с жалобами известного политика

Навальный подал жалобы. Смольный отменил конкурсы

Поводом для бунта крупных дорожных компаний стали четыре тендера комитета по развитию транспортной инфраструктуры, итоги которых были в спешном порядке подведены в последний рабочий час 29 декабря. Три контракта на общую сумму в 8 млрд тогда получил «Мостострой-6», один на 4 млрд – «Мостоотряд-19». Обойти своих конкурентов подрядчикам удалось благодаря высоким баллам по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ». Отметим, что механизм применения данного критерия описан не в 94-м ФЗ «О госзакупках», а в дополнительном 722-м постановлении правительства РФ.

Как уже рассказывала «Фонтанка», получение высоких баллов по этому критерию совсем не означает, что победители более профессиональны, нежели их коллеги. В состав этого критерия входят два фактора: опыт аналогичных работ и степень детализованности графика производства работ. Однако подход к опыту был очень жестким: часть объектов просто не признавались аналоговыми. Еще более странная ситуация с графиком производства работ – фактически четких критериев его оценки не было, и каждый член комиссии делал это субъективно.

Например, компания «Мостоотряд-99», которая участвовала в конкурсе на строительство развязки на Московском шоссе за 3,9 млрд рублей, подала график на 87 листах. Но комиссия поставила только четыре балла, так как подрядчик не указал такие этапы, как «демонтаж существующего путепровода» и «устройство строительных площадок». Хотя понятно, что начинать работы без площадок или без демонтажа старого объекта невозможно. А победитель конкурса – «Мостоотряд-19» – получил 12 баллов по этому критерию, за счет чего и выиграл.

В итоге две жалобы подала компания «ГСК» – на тендер по строительству развязки на пересечении Пискаревского и Непокоренных за 3,1 млрд и путепровода в Репино за 2,1 млрд. По одной – «АБЗ-Дорстрой» (Пискаревка), «Возрождение» (Московское шоссе), «Мостоотряд-99» (Московское шоссе). Все они остались недовольны тем, как начислялись баллы по данному спорному критерию. В среду, 16 января, в ФАС России, где и должны рассматриваться закупки свыше 1 млрд, прошло заседание по четырем жалобам, и во всех случаях они были признаны необоснованными. Заявление от «Возрождения» будет рассмотрено чуть позже.

ФАС субъективность не интересует

По закону, мотивировочную часть решения ФАС может готовить в течение трех рабочих дней. Однако уже сейчас понятно, почему именно антимонопольщики отказали подрядчикам, так как КРТИ уже давно использует подобный подход к выбору подрядчиков, и порядок начисления баллов по критерию «Качество работ и услуг при размещении заказа» становился поводом для жалоб. Например, все то же «Возрождение» жаловалось на итоги конкурса по реконструкции стенки набережной Грибоедова возле Казанского собора за полмиллиарда.

Однако тогда УФАС по Петербургу, мотивируя свой отказ, четко написало: согласно действующему законодательству, антимонопольная служба не имеет права оценивать, как именно конкурсная комиссия начисляла баллы. Она может наказать подрядчика за то, что принципы применения критерия «Качество работ и услуг», прописанные в документации, не соответствуют 722-му постановлению правительства РФ. А в этом постановлении содержатся только общие фразы и, естественно, не указано, должен ли подрядчик указывать в графике такой этап, как «денежная компенсация за причиняемый ущерб рыбным запасам». (За его отсутствие, в частности, «Пилон» получил низкий балл в тендере на строительство развязки на пересечении Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны.) Все это отдано на субъективный откуп конкурсной комиссии.

Как говорят специалисты, именно по этой причине бунт подрядчиков против КРТИ был изначально обречен на провал.

Знамя Навального

Однако упавшее знамя тут же подхватил известный блогер Алексей Навальный. В среду, 16 января, УФАС по Петербургу зарегистрировало три жалобы политика на другие тендеры комитета, итоги которых еще не подведены, но содержание уже вызвало большую бурю в Интернете. Дело в том, что, как уже рассказывала «Фонтанка», в конце 2012 года ведомство объявило 37 тендеров на капитальный и текущий ремонт дорог, а также на строительство новых объектов. Общая сумма всех конкурсов – 25 млрд рублей. В нее, в частности, входят 11,5 млрд рублей на развязку на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе, 6,5 на магистраль №49 в Приморском районе, 4,4 на текущий ремонт дорог в 2012 году, включая трамвайные пути. Однако до 11 января в разделе «Документация» на сайте госзакупок лежал только один том, содержащий общую, стандартную информацию. Составить заявку на основе той информации невозможно.

В принципе, особенной новизны в этом нет: комитет всегда поэтапно выкладывал информацию о тендерах, пользуясь лазейкой в законе, который дает право делать это. Как правило, на подготовку заявки по серьезным объектам подрядчиками давалось около двух месяцев, и на вторую неделю основной массив документов уже появлялся на сайте. Однако в данном случае это произошло сразу с огромным числом конкурсов, что и вызвало справедливое возмущение общественности, и в частности – Алексея Навального. Сам он подал жалобы только по трем конкурсам, по остальным 34 заявления готовили представители родственного «РосПилу» проекта «Муниципальная пила».

Жалобы касаются двух тендеров на ремонт трамвайных путей на общую сумму в 780 млн рублей и на капремонт стенки набережной Фонтанки напротив Летнего сада за 321 млн. Политик указывает антимонопольщикам, что по состоянию на 11 января был загружен только один общий том, в связи с чем просит привлечь виновных к административной ответственности и устранить нарушения.

Ответ Буренина

Рассмотрение этих жалоб состоится в четверг, 17 января, однако по двум оно уже превратится в формальность: вечером среды глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин поручил отменить конкурсы на ремонт трамвайных путей. В беседе с корреспондентом «Фонтанки» он заметил, что данное решение никак не связано с заявлениями известного политика.

По его словам, документация по всем конкурсам готовилась до его прихода в комитет. Отменить их все по умолчанию означало бы фактически сорвать строительную и ремонтную кампанию на 2013 год. В связи с этим он сейчас проводит ревизию объявленных конкурсов, а в случае обнаружения нарушений будет останавливать их. Так, например, получилось с тендерами на ремонт трамвайных путей.

Как говорит Дмитрий Буренин, он обнаружил, что, по сути, документация еще не готова, и, кроме того, там отсутствует расчет цены. О том, что Алексей Навальный подал по ним жалобу, глава комитета, по его словам, не знал.

Впрочем, впереди у его ведомства еще рассмотрение 34 жалоб от «Муниципальной пилы» (хотя по состоянию на среду, 16 января, информация о них еще не появилась на сайте его госзакупок). А затем начнется подведение итогов 37 тендеров, что, скорее всего, вызовет новый вал жалоб.

Однако Дмитрий Буренин обещает, что в будущем, когда комитет будет объявлять новые конкурсы, он сделает механизм закупок более прозрачным. Для этого, в частности, он попросит дорожные компании предложить свои критерии выбора победителей, которые затем опубликуют на сайте ведомства для всеобщего ознакомления. Возможно, какие-то предложения комитет будет использовать при проведении конкурсных процедур, но только от тех подрядчиков, которые выполняют свою работу в срок и качественно.