Главное об электронных закупках

НАИЗ отрегулирует сферу закупок

Торгово-промышленная палата поддержала идею создания Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ). Профессиональное объединение торгово-закупочной отрасли, созданное в начале 2012 года, ведет активную практическую деятельность. Заметным событием стала экспертиза государственных контрактов

НАИЗ отрегулирует сферу закупок

О ее проведении, а также о том, какие задачи предстоит решить профессиональному сообществу в рамках ассоциации, рассказал руководитель НАИЗ, генеральный директор Fabrikant.ru Сергей Габестро.

– Когда и почему возникла идея создания Национальной ассоциации институтов закупок?

– До недавнего времени в России отсутствовала национальная площадка для формирования, продвижения и отстаивания интересов заказчиков и поставщиков, поскольку их интересы были различны. Отсутствовала единая позиция торгово-закупочной отрасли и фактически не работала институциональная связь с органами государственной власти.

В ноябре 2011 года на конференции «Деловой России» прозвучала мысль о необходимости создания профессиональной ассоциации, которая могла бы вести диалог с государством от лица всей отрасли. Уже в начале 2012 года «Деловая Россия» и медиахолдинг «Эксперт» учредили Национальную ассоциацию институтов закупок.

В НАИЗ вошли высшие учебные заведения, корпорации, крупнейшие поставщики и заказчики, инфраструктурные компании и электронные торговые площадки, специалисты-практики с многолетним стажем и миллиардным объемом успешно реализованных контрактов. Цель НАИЗ – лоббировать интересы отрасли на этапе ее непосредственного становления.

– Что объединяет поставщиков и заказчиков в рамках одной организации? Ведь, как вы сами упомянули, их интересы различны.

– На самом деле есть один главный интерес. Это создание эффективной цивилизованно работающей торгово-закупочной отрасли, в которой могут работать, не боясь стать «стрелочниками» и попасть в места лишения свободы. Важно сформировать отрасль по законам логики, на основе общественных дискуссий и передового опыта. Профессиональное сообщество должно научиться самостоятельно вытеснять недобросовестных и малоэффективных игроков с рынка. Всем вместе нам предстоит разработать стандарты отрасли, которые будут соответствовать интересам бизнеса и удовлетворять основополагающим критериям профессионализма: добросовестность и эффективность.

– Какие, на ваш взгляд, нормы и стандарты необходимо закладывать?

– Дело в том, что если сейчас не участвовать в процессе создания новых норм, регулирующих отрасль, то мы окажемся в ситуации, когда чиновники напишут эти нормы «под себя», не учитывая интересы и потребности бизнеса. Такая ситуация уже имеет место. Например, согласно недавно принятым поправкам в закон 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФАС обладает правом приостанавливать на время разбирательств любые торги, даже не связанные с госзакупками. И если ФАС будет реализовывать это право, то мы рискуем остаться вообще без торгов. Частные компании перестанут их проводить, так как им не нужна обжалованная торговая процедура и приход чиновника ФАС с дополнительной проверкой к ним в офис. И даже если их будут принуждать к проведению торгов, они найдут способ обойти эти предписания.

Жесткий контроль не может быть средой для роста конкуренции. Для ее развития необходимо отказаться от принципа «больше контроля», поскольку он работает в обратную сторону. В связи с этим мы считаем, что статью 18.1 закона «О защите конкуренции» необходимо срочно отменить, субъектный состав регулирования ФАС ограничить до реестра монополий, а развитием конкуренции в госзаказе и созданием федеральной контрактной системы должен заниматься отдельный орган.

Сегодня государство пытается путем тотального контроля и регламентирования мельчайших деталей создать условия для развития бизнеса. В итоге норм и контроля становится все больше, а самой конкуренции – все меньше. Мы наблюдаем парадоксальную ситуацию – при увеличении прозрачности рынка устанавливается все больше императивных требований, возникает ситуация, когда конкуренция уничтожается. Законы должны быть написаны не для проверяющих и контролирующих органов, а для участников отрасли.

Позиция НАИЗ состоит в том, что нормы, регулирующие отрасль, должны создавать обстановку для эффективной работы, а не регламентировать процесс в мельчайших деталях. Ведь принцип обойти трудно, если результат деятельности можно легко оценить.

– С какими проектами обращается НАИЗ к профессиональному сообществу и государству?

– Первоочередная задача НАИЗ – формирование уполномоченного органа по развитию сферы закупок. Сегодня это абсолютно необходимый орган, главное назначение которого – выработать общественно признанную долгосрочную стратегию развития сферы закупок и стать полноценным регулятором. Данная стратегия должна представлять собой продуктивный баланс позиций федеральных, региональных и муниципальных заказчиков, поставщиков, контрольно-надзорных органов, общественных объединений, научных кругов. Совет должен вывести дискуссию о развитии отечественной сферы госзакупок из закрытого кабинетного формата в открытый диалог. В этом заинтересовано и государство.

Важнейшим направлением деятельности экспертов НАИЗ является экспертиза готовящихся в органах власти документов и решений. ТПП РФ также активно занимается подготовкой заключений на законопроекты, в этом направлении мы можем объединить наши усилия.

– Каковы результаты оценки государственных контрактов?

– На этом следует остановиться подробнее. Председатель правительства РФ Владимир Путин выступил с инициативой проведения общественной оценки и экспертизы крупных государственных закупок со стартовой ценой контракта свыше 1 млрд рублей. Поддерживая эту инициативу, эксперты НАИЗ провели анализ таких государственных контрактов.

Общий объем рассмотренных НАИЗ торгов составил 153 млрд рублей, в том числе 12 закупок с не подведенными итогами на сумму 64,9 млрд рублей и 40 закупок с подведенными итогами на сумму 88,1 млрд рублей.

В ходе экспертизы выяснилось, что более половины сверхдорогих госзакупок проводится в обход конкурентных процедур. Согласно анализу, лидером по нарушениям стал п. 2 ч. 1 ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции» – создание преимущественных условий участия в торгах.

58% закупок с начальной стоимостью свыше 1 млрд рублей за период с 22 февраля 2012 года по 5 марта 2012 года осуществлялись в условиях отсутствия конкуренции. Сумма лотов, на которые претендовал только один участник, превысила 50 млрд рублей, что составляет 57,82% от суммы всех закупок, попавших в выборку. При этом выяснилось, что единственный участник не спешит сбивать цену. Сумма лотов, по которым начальная стоимость равна сумме итогового предложения, равна 43,04 млрд рублей, что составляет 49% от суммы всей выборки.

Результаты мониторинга миллиардных контрактов были направлены в Министерство экономического развития. Кроме того, НАИЗ на собственном сайте предоставила площадку для предварительного публичного обсуждения таких заказов и нарушений. Сегодня важно выстроить четкую процедуру работы с теми заказчиками, к которым возникают вопросы по результатам экспертизы.

НАИЗ ставит перед собой и другие задачи, среди которых разработка целостной концепции развития сферы корпоративных закупок, строительство эффективной федеральной контрактной системы в рамках рабочих групп ответственных министерств и ведомств и др.

– В каких направлениях будет развиваться сотрудничество между НАИЗ и ТПП РФ?

– Безусловно, у НАИЗ и ТПП России есть широкое поле для сотрудничества. В феврале этого года на пресс-конференции, посвященной презентации НАИЗ, инициативу создания ассоциации поддержал Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты. Ведь сфера закупок по сути своей очень близка ТПП, членами которой являются крупнейшие поставщики и заказчики как в сфере государственного, так и корпоративного заказа.

Полагаю, что в целом роль бизнес-ассоциаций в России значительно возрастет со вступлением во Всемирную торговую организацию. Так, одним из главных условий участия в ВТО является прозрачность законодательства. Практически любой нормативный акт, связанный с торговлей, теперь должен будет в обязательном порядке пройти публичное обсуждение и учитывать интересы бизнеса. В этих вопросах государству будут нужны надежные партнеры для диалога, которыми как раз и могут стать ТПП РФ и НАИЗ.

– Кто участвует в НАИЗ? Какие преимущества дает членство в ассоциации?

– НАИЗ – это открытое общественное объединение. Его членами являются представители институтов закупок всех форм собственности и во всех секторах экономики. При этом члены ассоциации самостоятельно выбирают формат и степень своего участия в деятельности объединения, вплоть до вхождения в органы управления.

Наши члены получают регулярную рассылку информационных дайджестов о мероприятиях НАИЗ, обо всех проектах нормативных актов, которые сейчас находятся в разработке на тех или иных государственных площадках, и результатах экспертиз, проводимых ассоциацией.

Предусмотрен также формат платного членства в Совете Ассоциации для желающих принимать более активное участие в деятельности НАИЗ и представлять интересы ассоциации на различных площадках, где происходит нормотворчество. Для нас очень важно донести позицию бизнеса до власти именно на этапе создания законодательных норм.