Главное об электронных закупках

На рынке выдачи электронных подписей останется только половина из действующих УЦ

Количество удостоверяющих центров (УЦ), предоставляющих бизнесу электронные подписи для участия в госзакупках, сдачи отчетности и взаимообмена электронными документами, может уменьшится, так как требования к ним были серьезно ужесточены.

На рынке выдачи электронных подписей останется только половина из действующих УЦ

Если раньше удостоверяющий центр мог остаться на рынке при 1,5 млн рублей чистых активов, то сейчас, согласно новым нормам закона, он должен иметь 7 млн рублей активов. Значительно возросла и сумма страхования ответственности центра — с 1,5 млн рублей до 30 млн с максимумом 100 млн рублей. При страховой премии в 2% даже с минимальной суммы страхования УЦ придется выплачивать 600 тыс. рублей каждый год. Такая сумма неподъемна для многих региональных центров. Михаил Добровольский из УЦ «СКБ Контур» прогнозирует, что высокие планки вынудят уйти с рынка половину нынешних игроков.

На данный момент в Минкомсвязи зарегистрирован 381 центр. После нововведения останутся работать только самые крупные из них. Клиенты закрывшихся центров могут пострадать, так как полученные ими сертификаты электронных подписей будут переданы на обслуживание в центральное представительство министерства. Несмотря на то, что Минкомсвязи будет и дальше поддерживать работоспособность этих сертификатов, техподдержка и дополнительные сервисы их владельцам уже не будут доступны.

Кроме повышения суммы активов и страховой ответственности, правительство РФ в правках к закону 63-ФЗ ввело еще одно жесткое требование к удостоверяющим центрам. Теперь они должны осуществлять проверку сведений, вносимых в сертификат. Для этого им необходимо использовать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Загвоздка тут в том, что система предоставляет доступ только к данным из Федеральной налоговой службы без возможности просмотра информации о гражданах и юрлицах из баз данных Федеральной миграционной службы и Пенсионного фонда. В итоге, УЦ не сможет получить данные о СНИЛК, которые необходимы для выдачи квалифицированной электронной подписи.

В таких условиях работа удостоверяющих центров будет зависеть от слаженности межведомственного взаимодействия. Например, если УЦ придется дожидаться ответа на электронный запрос о субъекте РФ достаточно длительное время, то им легче будет запросить документацию у самих клиентов, хотя такого права закон им формально не дает. Но выдавать электронную подпись вовсе без проверки документов тоже никак нельзя, это подорвет доверие к электронной подписи, выступающей основой электронного документооборота.

Другая проблема может возникнуть при несоответствии поданных заявителем данных с информацией из СМЭВ. В таком случае УЦ обязан отказать клиенту в выдаче сертификата электронной подписи даже если клиент предъявит оригиналы документов, подтверждающие правильность поданной им информации. Это может случиться из-за задержки обновления данных в СМЭВ — в базе данных ПФ, ФНС или ФМС.

Добровольский рассказывает, что базы данных в этих ведомствах не могут обновляться мгновенно, и в них проскакивает ошибочная информация. Если единичные случаи ошибок еще можно будет оперативно устранять, то более весомый процент не актуальной информации вынудит центры опираться в предоставлении электронных подписей не на базу СМЭВ, а на оригиналы документов, предоставленных клиентами. В таком случае удостоверяющие центры формально войдут в противоречие с новым законом.