Главное об электронных закупках

На рассмотрение Госдумы внесены законопроекты о преференциях отечественным разработчикам свободного программного обеспечения (СПО)

4 октября 2016 года на рассмотрение в Государственную Думу были внесены два законопроекта, в которых определяются термины "проприетарное" и "свободное" программное обеспечение (ППО и СПО) и прописаны преференции при госзакупках компаниям-разработчикам СПО. Автор законов - первый зампредседателя комитета Госдумы шестого созыва по науке и наукоемким технологиям Дмитрий Новиков (КПРФ).

На рассмотрение Госдумы внесены законопроекты о преференциях отечественным разработчикам свободного программного обеспечения (СПО)

Таким образом, первый законопроект касается внесения изменений в ст.2 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", суть которых состоит в определении понятий "проприетарного (закрытого) программного обеспечения (ППО)" и "свободного программного обеспечения (СПО)".

Обладателем проприетарного ПО, согласно предлагаемому закону, является его разработчик или владелец авторского права, которое возможно реализовать через использование технических средств и с помощью лицензионных соглашений, содержащих в себе полный или ограниченный запрет на копирование, модификацию и распространение программного продукта при любых обстоятельствах.

А свободное ПО – это программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое распространяется по открытым лицензиям на условиях специального лицензионного договора. На его основании, в свою очередь, пользователь может получить неограниченное право на установку ПО, его запуск, а также на свободное пользование, распространение, самостоятельное изучение и изменение в любых целях, естественно, не запрещенных законом.

Второй предложенный Дмитрием Новиковым законопроект имеет название "Об особенностях закупок проприетарного (закрытого) и свободного программного обеспечения". В нем предусмотрены преференции для компаний-поставщиков российского программного обеспечения, созданного на базе свободного ПО и сопутствующих услуг при закупках ПО. Данный документ предлагается применять в отношении и к государственным и муниципальным заказчикам (44-ФЗ), и к компаниям с государственным участием (223-ФЗ).

В частности, в предлагаемом законопроекте детально описаны преимущества, которые получат российские СПО-разработчики, если документ будет принят. Например, предоставление им 40-процентного преимущества в отношении квалификации участника от общего значение балльных факторов оценки. Также в обязательном порядке предусматривается предоставление обоснования невозможности закупки СПО при приобретении ППО. Его необходимо будет публиковать в единой информационной системе в сфере закупок одновременно и извещением о проведении закупки. Стоит подчеркнуть, что, не смотря на многочисленные изменения, с законопроекте нет разделения ППО на отечественное и зарубежное.

Кроме этого, согласно данному проекту закона, заказчики должны будут предоставлять ежемесячные отчеты о проведенных закупках свободного и проприетарного обеспечения в виде сведений о количестве и общей стоимости подписанных контрактов.

Примечательно, что в пояснительной записке к предлагаемому законопроекту говорится о нивелировании понятия "российское СПО". Общеизвестно, что наборы программных кодов, открытых по разного вида свободным лицензиям, представляют собой единую мировую платформу, то есть, являются своеобразным сырьем для дальнейшего создания различных конечных продуктов и оказания услуг. Таким образом, преференции необходимо предоставлять не услугам или ПО, а их отечественным разработчикам.

Стоит напомнить, что преференции российских товаров, работ и услуг в отношении их иностранных аналогов при проведении госзакупок узаконены еще 16 ноября 2015 года соответственным правительственным постановлением.