Главное об электронных закупках

На пути открытий: Рынок ЭТП ждет трансформация

Результаты реформы регулируемых закупок появятся в марте.

На пути открытий: Рынок ЭТП ждет трансформация

В прошлом году объем закупок по 223-ФЗ, проведенных с использованием электронных торговых площадок (ЭТП), составил свыше 6,7 трлн руб. Это 26% от общего объема закупок. Большая часть (71%) всех процедур прошла на шести крупнейших ЭТП. Об этом говорится в новом докладе Министерства экономического развития РФ о результатах мониторинга применения 223-ФЗ. В тройку лидеров по объему опубликованных закупок вошли: "ТЭК-Торг" с объемом 1,081 трлн руб., ЭТП ГПБ с показателем в 1, 022 трлн руб., и с существенным отрывом закрыла тройку площадка В2В-Сentrer с объемом 903 млрд. руб. Т94 удалось побеседовать с генеральным директором электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" Дмитрием Сытиным и расспросить его о грядущей реформе регулируемых закупок и будущем рынка ЭТП.

 

— В сложный экономический период площадкам непросто наращивать объемы. За счет чего некоторым все же это удается?

 

В 2016 г. среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,6, что на 27% больше чем в 2015 г. У лидеров этот показатель выше. Удается достичь таких результатов тем, кто эффективно работает с заказчиками, быстро и качественно создает закупочные инструменты. И наоборот, если помогать заказчикам привлекать поставщиков, на площадку выводится все больше процедур.

 

— Сегодня на рынке госзакупок действует уже шесть лицензированных площадок, вам интересно было бы войти в этот пул? Поскольку отбора так и не произошло, не исключено и расширение числа площадок в будущем. Или вы поддерживаете мнение, что должна быть единая площадка, один регламент, одна регистрация для поставщика и заказчика?

 

Действительно, несмотря на то, что отбора площадок так и не было, Российский аукционный дом смог войти в список. Но я думаю, что все-таки отбор и переформирование перечня площадок произойдет. Об этом можно говорить, исходя из интенсивности работы с законопроектами, которая наблюдается с начала года. Сейчас большое количество документов находятся на рассмотрении во втором чтении в Государственной Думе РФ. О подробностях реформы регулируемых закупок мы узнаем уже в начале марта. Судя по частоте, с которой выходят постановления Правительства РФ в этой сфере,отбор площадок произойдет.

 

— С чем связано такое оживление со стороны законодателей?

 

В первую очередь поджимают сроки, реформа госзакупок и так затянулась. К тому же в Правительстве РФ заинтересованы в изменениях. Что же касается количества площадок, будет она одна или несколько, покажет время. Хотя неработоспособность Единой информационной системы подтверждает, что концентрировать все закупки в одном месте нельзя. Стоило немного усложнить процедуру и попытаться ввести дополнительный контроль, сайт тут же перестал нормально работать. Все-таки на уровне страны создать большую единую систему достаточно сложно.

 

— Как реформа регулирования закупок субъектов 223-ФЗ отразится на переформатировании рынка услуг электронных торговых площадок?

 

На последней встрече с госкомпаниями, курирующий закупки замглавы Минэкономразвития РФ Евгений Елин сказал, что министерство наконец увидело разницу в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Теперь МЭР не планирует их приравнивать друг к другу. Если в рамках контрактной системы заказчики приобретают конечные товары или услуги, которые не подлежат последующему переделу, то в числе закупок по 223-ФЗ чаще всего фигурируют те товары и услуги, которые впоследствии участвуют в создании конечного продукта. К тому же 223-ФЗ – это хозяйствующие субъекты, у которых своя отдельная экономика, и которые должны показывать экономический результат. А субъекты 44-ФЗ– это заказчики в лице государства, которые закупают на средства из бюджета. Логично, что последние и устанавливают правила, по которым тратится бюджет. Эти различия остановили министерство от уравниловкидвух законов. Теперь, хочется надеяться, они будут существовать параллельно. Хотя очевидно, что 223-ФЗ будет ужесточаться, и это, по большому счету, правильно.

 

— Как вы считаете, будет ли отбор площадок по 223-ФЗ? Лидеры сейчас видны, а вот будет лиустановлено ограничение законодательно?

 

Все зависит от позиции государства. МЭР говорило, что единого мнения по поводу сокращения количества площадок в Правительстве РФ до сих пор нет. Сейчас, на фоне реформы двух законов, жесткого законодательного ограничения количества площадок точно не будет. Но с другой стороны, систематически принимаются меры для естественного сокращения количества этих площадок. Так, например, торги малого и среднего предпринимательства в административном порядке будут перенесены на отобранные площадки по 44-ФЗ. По сути, заказчики (223-ФЗ), те которые обязаны закупать часть закупок у субъектов МСП,вынуждены будут работать с двумя площадками. На одной будут размещаться закупки для субъектов МСП, а на другой все остальные по 223-ФЗ. Это приведет к концентрации закупок вокруг площадок, которые будут работать по 44-ФЗ. Там же будет сформирована база поставщиков, да и заказчики не захотят нести дополнительные затраты.

 

— Рынок крупных заказчиков исчерпаем. Площадки сейчас стремятся разрабатывать новые дополнительные сервисы для привлечения оставшихся клиентов. Видите ли вы в этом направлении будущее для своей площадки?

 

Я считаю, что ЭТП в том виде, в котором они есть сейчас, не могут существовать. С точки зрения классического предприятия ЭТП – это всего лишь один из функциональных сервисов ERP-системы. Для заказчика площадка – это передача на аутсорсинг всего одной, закупочной, функции. Но ЭТП сейчас может развиваться в двух направлениях. Первое – это функциональное развитие, то есть площадка должна трансформироваться в систему,предоставляющую полный цикл закупочного процесса для заказчика. Второй путь – переход в другие рынки. Основные клиентские сегменты в России – это государство, субъекты 223-ФЗ и коммерческие заказчики. Еще есть градация по размерам закупок. Так, у государства есть попадающие под регулирование закупки и не попадающие – до 100 тыс. руб. и ниже. В сегменте 223-ФЗ также есть подобная градация. А коммерческий заказчик обычно разбирается сам по себе.

 

— Только два направления?

 

Сейчас фокус площадок сосредоточен на первых двух сегментах, причем на регулируемых блоках закупок. Есть еще мелкие нерегулируемые блоки, но там по статистике сосредоточено от 6 до 8% закупочного бюджета. Впрочем, это достаточно большие суммы. И в этом направлении компании и площадки уже работают. Государственные закупки с этой точки зрения не интересны, потому что они жестко регулируются, но и там остался сегмент, который интересен – это закупки до 100 тыс. руб. и ниже. Что касается 223-ФЗ, то сейчас есть только постановление Правительства РФ с перечнем тех позиций номенклатуры, которые должны закупаться в электронном виде в определенном объеме. Потенциал для рынка ЭТП виден как раз в средних и мелких компаниях, которые закупают только эту номенклатуру. И пока рано сбрасывать со счетов закупки от 500 тыс. руб. и выше, среди этих заказчиков ЭТП может найти клиента.

 

— Мелкие закупки важны?

 

Закупки до 100 тыс. руб. и ниже остаются для многих операторов серой зоной, потому что они не регулируются и отданы на откуп самим компаниям, либо дочерним обществам крупных холдингов. И здесь тоже есть потенциал для рынка, их можно вывести в электронную форму, сделав простые и прозрачные процедуры, которые позволят управляющим компаниям наблюдать за торгами. Не следует забывать и о коммерческих крупных компаниях. Хотя они закупают зачастую на своих электронных площадках. Есть перспектива для ЭТП и в наращивании клиентской базы за счет малого и среднего бизнеса. Сейчас этот сегмент совершает закупки, которые отличаются неорганизованностью, но у этой аудитории есть большой потенциал.

 

— Вам интересно было бы работать с этим сегментом? Чаще всего на площадках вашего уровня заказчикам являются крупные компании и неохотно привлекают средний и малый бизнес.

 

Это наш целевой сегмент, и мы будем активно работать с этой аудиторией, чтобы и их закупки перевести в электронный вид.

 

— Как вы думаете, какую долю может далее занять малый и средний бизнес в объемах проводимых процедур на площадке?

 

По деньгам этот рынок не очень большой, особенно если сравнивать его с госкомпаниями. Даже Федеральная антимонопольная служба РФ недавно заметила, что 70% экономики страны – это закупки государства и госкомпаний. Конечно, достичь за счет МСБ такого объема будет сложно. Однако в количественном выражении нарастить долю до 50% вполне реально за счет небольших закупок. По объемам она может быть на уровне 30-40%, но пока говорить об этом сложно. В этом сегменте есть большой потенциал.

 

— И электронные торговые площадки готовы помочь его раскрыть?

 

Мы часто сталкиваемся с компаниями, которые закупают по старинке, с помощью телефонных обзвонов, рассылки писем и даже факсов. Если государство будет продолжать политику развития малого и среднего бизнеса, то эти компании начнут себя проявлять, в том числе выходя на электронные торги. Площадка уже сейчас может начать пробовать предлагать им, например, комплексный сервис по подбору поставщика.

 

— Насколько охотно будут приниматься подобные предложения?

 

Малому бизнесу нужно объяснить, что полностью их закупками может заниматься площадка на аутсорсинге. До них это постепенно доходит, потому что они стараются смотреть на все предложения с экономической точки зрения. Если предложить малому бизнесу сервис полного цикла закупок, объяснив, что он будет тратить минимум усилий за счет автоматизации закупочной деятельности и получит в итоге качественный продукт, то он станет еще одним перспективным сегментом для ЭТП. Именно в этом направлении и должна трансформироваться электронная площадка в будущем. То есть становиться для клиентов комплексным поставщикомразличных сервисов,и в основном для сегмента малого бизнеса. Для крупных компаний зачастую площадкам приходится создавать и предоставлять индивидуальные услуги, условно под каждый проект.

 

— То есть, трансформация ЭТП – это практически основной путь их выживания на рынке?

 

Основный рынок, то есть заказчики из числа субъектов 44-ФЗ и 223-ФЗ, на котором работали площадки, трансформируется, в какую сторону – решает государство. Оно способно изменить этот рынок, например, создав одну большую площадку на базе ЕИС, и электронным площадкам там места не будет. ЭТП должны будут меняться, и вопрос, как именно, пока остается открытым.

 

— Какие тренды будут определять развитие рынка ЭТП в ближайшие два года?

 

Пока сложно сказать. Государство проводит центростремительную политику, стараясь концентрировать все закупочные процессы. ЕИС сейчас становится центральной системой в области госзакупок, через нее проходит регистрация поставщиков и публикация торгов. Вся закупочная деятельность сосредоточена в одной системе. Пока там не видны элементы исполнения самого договора, то есть движение документов и денег, но государство дойдет и до этого. Получается, создана огромная ERP-система для закупок государства. Процесс консолидации – это только один из трендов, который задает государство законодательными ориентирами для последующих нескольких лет. Второй тренд связан с укрупнением рынка ЭТП за счет заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Я думаю, они будут искать и переходить на эффективные площадки, в свою очередь государство не будет их жестко регулировать.

 

— На что еще повлияют ближайшие нововведения?

 

Если текущие законопроекты будут приняты, то сократятся объемы тендерного кредитования, потому что на закупки до 5 млн руб. не потребуется обеспечение, а в госзакупках это 70-80% всего рынка. Микрофинансовые организации потеряют часть своей выручки и большинство клиентов. Рынок тендерного кредитования сильно сожмется. Еще один тренд, который можно выделить, – это декомпозиция всей закупочной деятельности в номенклатуру. Сейчас государство вводит элементы номенклатурного деления в госзакупки, понятно, что сначала оно делает каталог для своих потребностей, то есть в нем будут закупки в виде предметов. Но рано или поздно государство займется контролем товарного потока, который идет под эти предметы закупки. Сейчас подобные реестры есть в продвинутых компаниях, но государство от них не отстанет.

 

— А что-нибудь, не связанное с изменениями в законодательстве?

 

В скором времени мы увидим популяризацию электронного документооборота применительно к закупкам не только среди субъектов контрактной системы, но и госкомпаний, а также коммерческих заказчиков. Помимо этого, заметна тенденция движения ЭТП в область сопутствующих услуг: страхования, логистики, кредитования под исполнение договора, факторинга и других услуги для бизнеса в части исполнения договора.

 

— Вопрос от поставщиков. У площадок по 44-ФЗ есть регламент проведения торгов. Если поставщик его нарушит, то сразу будет наказан и рублем, и внесением в Реестр недобросовестных поставщиков. А если регламент нарушает заказчик, ему все сходит с рук. Например, если поставщик не вовремя подписал контракт, он попадает в реестр, а если заказчик не в срок подписал контракт, то ничего. И так во многих случаях страдают поставщики. Получается, закон о контрактной системе все еще нуждается в доработке, а не в частом издании подзаконных актов? Может, нужно создать единый регламент? Тогда и поставщикам станет жить легче.

 

Тут целый ряд проблем. Во-первых, как только кого-то стараются обезопасить регуляторными мерами, сразу начинаются подозрения об односторонних преференциях. В подобных ситуациях лучше действовать экономическими мерами. Странно предположить, чтобы заказчик был заинтересован в искусственном усложнении торгов, в том, чтобы ему не поставили продукцию по оптимальной цене, в срок и требуемого качества. Очевидно, что он не от хорошей жизни усложняет требования к поставщику. Заказчик хочет, чтобы ему была поставлена нужная ему продукция, поэтому у него и требований много к документации. Зачастую субъектов малого и среднего предпринимательства это не устраивает, они высказывают свое недовольство, но тут нет паритета.

 

— Почему так получается?

 

В советское время была система ГОСТов, и все знали, как изготавливать определенную продукцию, так как к ней были конкретные требования. Сейчас же государство сконцентрировано на процедурном вопросе. Так, заказчик стареется четко соблюдать сроки процедур, например, если прием заявок должен закончиться в определенное время – он прекратится, и позже ничего принято не будет. С заказчика по всем нарушениям спросит Федеральная антимонопольная служба РФ.

 

— Речь идет ведь и о сроках оплаты работ по контракту?

 

Что касается денежного оборота, на это чаще всего жалуется малый и средний бизнес. Сейчас прописаны жесткие условия оплаты контракта, его нужно закрыть в течение 30 дней. И это правильно, хорошо бы еще ввести правила авансирования. Понятно, что заказчик, как хозяйствующий субъект, будет максимально оттягивать срок оплаты, чтобы не отдать свои деньги, которые находятся у него в обороте. Но тут государство, как владелец этих компаний, вправе вводить авансирование и правила оплаты.

 

— Но что-то ведь можно безболезненно упростить, чтобы всем было удобно работать?

 

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения упрощения процедур, государству стоило бы снизить требования к набору документов, которые поставщики должны предоставлять при аккредитации. Сейчас у ЭТП нет доступа к системе межведомственного электронного взаимодействия, хотя площадка могла бы всю информацию о поставщике получать в электронном виде. Это существенно сократило бы набор документов и требований к поставщику стало меньше. Сами же договоры следовало бы типизировать и не разрешать заказчикам вводить новые нормы по типовым его разделам, например, по оплате, обязанностям и пр. То есть, для заказчиков нужно разработать шаблоны договоров.

 

— Какие у вас минимальные требования к поставщикам для работы на площадке?

 

Сейчас для поставщика максимально упрощен процесс регистрации на площадке. От него требуется только один документ – это выписка из реестра ЕГРЮЛ, актуальная на момент подачи, и она может быть предоставлена даже в электронном виде. Второй документ требуется, если на площадке собирается торговаться не генеральный директор компании, тогда он должен предоставить доверенность. Таким образом, поставщик может бесплатно участвовать в торгах до 500 тыс. руб. по двум документам. Если же это субъект малого и среднего бизнеса, то для него действует минимальный тариф – 4130 руб. с НДС. Если в торгах принимает участие не субъект МСП, то ему предлагается абонентская плата.

 

— Чью сторону обычно принимает площадка в разбирательствах между заказчиком и поставщиком? Например, если дело уже дошло до ФАС.

 

Площадка сохраняет нейтралитет. За годы моей работы, ответчиком в ФАС не приходилось быть ни разу. Однако, площадка привлекается всегда третьей стороной как независимыйисточник информации о действиях, совершенных на торгах.

Автор: Ангелина Жукова