Главное об электронных закупках

МВД собирается закупить дорогостоящие катера, а потом сконструировать свое судно

Министерство внутренних дел озаботилось закупкой и разработкой плавсредств. На один специальный полицейский скоростной патрульный катер в рамках гособоронзаказа из бюджета выделят 48,5 млн. руб., а на разработку специального катера-аэробота для нужд МВД потратят еще 12 млн. руб

МВД собирается закупить дорогостоящие катера, а потом сконструировать свое судно

Северо-западное окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ закупает быстроходный катер стоимостью более 1 млн. евро. Катер длиной более 14 метров рассчитан на размещение двух членов экипажа и восьмерых пассажиров. Плавсредство содержит четыре отсека, включая двух- и трехместную каюту.

Эти помещения должны быть оборудованы «нестандартной корпусной и мягкой мебелью» – рундуками, диванами. Рулевая рубка-салон с такой же мебелью и некоторой техникой для кухни – микроволновка, электрочайник, электроплитка, холодильник и прочее. В сопроводительной документации к заказу значится множество технических деталей, гарантирующих безопасность судна, – навигационные системы и средства связи, сигнальные средства. Здесь все на высоте.

К торгам допущены иностранцы, однако в соответствии с приказом Минэкономразвития для товаров российского происхождения установлено ценовое преимущество в размере 15%. Интересно, что дорогой катер заказан в единственном экземпляре. И поставят это чудо техники в Махачкалу.

Возможно, столь дорогая «вещица» не по карману российской казне в массовом тираже, поэтому после закупки образца на его базе можно будет сконструировать нечто свое. Тем более что ведомство заказывает научные работы по созданию катеров, правда, пока несколько иного класса.

В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года МВД заказывает опытно-конструкторскую работу по созданию патрульного катера-аэробота малого класса (шифр «Амфаэро-М (Вожжа)»). «Амфаэро-М» – патрульный всесезонный катер-аэробот с рубкой, жестким днищем и воздушным движителем. Он предназначен для круглогодичной эксплуатации подразделениями транспортной полиции по снежной целине различной плотности и льду, открытой воде на акваториях водоемов, заболоченных участках, мелководье и песчаных отмелях. Сумма заказа разработки собственного катера для МВД – 12 млн. руб. В 2013 году планируется потратить на эти цели 2 млн. руб., в 2014 – 6 млн. руб., в 2015 – оставшиеся деньги.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов предположил, что катер, который выполняет какие-то функции в интересах МВД, вряд ли кардинально отличается от подобного рода катера, который стоит на вооружении Министерства обороны, и каких-то других силовых ведомств, например ФСБ. «У меня вызывает некоторое сомнение насущная необходимость заказа разработки собственного катера, – поделился своими мыслями с «НИ» эксперт. – Нет ничего проще, чем устраивать коррупционные схемы под видом разработки новой техники. Никто не может оценить, сколько стоит конструкторский труд, сколько туда ушло человеко-часов. Может, они с полки взяли проект, который был разработан во времена СССР, поменяли там индексы – и все дела. Хотя сложно, не видя документов, оценить масштабы проекта. Однако при первом рассмотрении все выглядит весьма подозрительно».

Что же касается целесообразности закупки плавсредств разными частями и подразделениями одного ведомства в отдельных заказах, то такой «разнобой» просто невыгоден государству экономически. «Цена на катера может варьироваться, – объяснил Руслан Пухов. – Причем это сильно зависит от серии, то есть, если заказать десять катеров, можно хорошо сэкономить. У единичного катера цена всегда другая. Это объясняется тем, что у заводов сейчас очень сильно растут издержки, начиная от материалов и заканчивая электричеством. Поэтому крайне сложно оспорить цену серийного образца».

Заказы катеров – довольно популярная госзакупка. Их впору выделять в отдельный вид госзаказа. Каждое ведомство и подразделение закупает особый вид катера. Запросы у всех разные, цели и случаи, в которых предполагается использовать суда, тоже различны, поэтому и цены отличаются в десятки раз.

Так, летом 2011 года находящаяся под ведомством ФСБ секретная, но очень популярная в прессе войсковая часть № 55056 приобретала патрульный катер за 21,9 млн. рублей со всеми удобствами – начиная с тонированных стекол и заканчивая кроватью с подсветкой. Та же структура в ноябре 2011-го закупала уже скромный катерок стоимостью всего 2 млн. 69 тыс. руб. А вот краснодарские судебные приставы в феврале прошлого года собирались закупить прогулочный катер за 12 млн. руб., но почему-то в марте от закупки неожиданно отказались. Видимо, что-то в закупочной процедуре заклинило.