Главное об электронных закупках

Минобороны: Расширения перечня уполномоченных для ГОЗа банков не будет

Сейчас только 9 из 700 функционирующих в РФ банков имеют право сопровождать контракты гособоронзаказа (ГОЗ). Но даже они не могут справиться с этой задачей, считают представители Минобороны.

Минобороны: Расширения перечня уполномоченных для ГОЗа банков не будет

Замминистра обороны Татьяна Швецова в ответе на просьбу депутата Госдумы Анатолия Аксакова, президента Ассоциации региональных банков (АРБР), о расширении списка уполномоченных для работы с ГОЗ банков ответила отказом. Она считает, что и те банки, которые сейчас допущены к сфере финансового обеспечения оборонных госзакупок, не справляются с задачей на должном уровне.

В списке уполномоченных банков присутствуют: Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк, Банк Москвы, «Российский капитал», Россельхозбанк, ВЭБ, банк «Россия» и Новикомбанк. Все они могут и должны обеспечивать контроль использования бюджетных денег по контрактам ГОЗа. Согласно нормам закона 275-ФЗ, у банка, сопровождающего оборонзаказы, должен наличествовать капитал не меньше 100 млрд рублей, а его деятельность должна контролироваться ЦБ или РФ. Также, такие банки должны иметь лицензию на выполнение операций, связанных с государственной тайной.

АРБР ранее посылала Минобороны просьбу расширить нынешний список уполномоченных банков с 9 до 50. Такую просьбу в ассоциации аргументируют тем, что у многих частных банков России уже сложились взаимовыгодные конструктивные отношения с предприятиями, работающими по оборонзаказам. Для сохранения и развития такого сотрудничества и нужно расширить перечень, считают в АРБР.

В своем отказе банковским учреждениям Минобороны указало, что даже банки из нынешнего списка до сих пор не приступили к работе по сопровождению ГОЗа. Примером Минобороны приводит АКБ «Российский капитал» и Банк Москвы, которые еще не открыли отдельных счетов по госзакупкам оборонзаказов. Также, банки до сих пор не получили ключи электронной подписи для возможности обмена информацией с оборонными предприятиями РФ. А ВЭБ до сих пор не передал никакой информации в единую информационную систему по расчетам оборонных контрактов.

Все это свидетельствует о том, считают в Министерстве обороны, что большинство банков еще не готовы работать в рамках ГОЗа. Такая ситуация может сказаться на снижении эффективности работы межведомственной контролирующей системы, а также на результатах исполнения ГОЗа. В связи со сложившимися обстоятельствами, Минобороны не считает возможным расширить перечень уполномоченных банков, резюмирует свой отказ замминистра обороны в ответном письме АРБР.

Юрий Чиханчин, глава Росфинмониторинга, сообщил президенту РФ в марте 2015 года о том, что из 500 госконтрактов (часть которых относится к гособоронзаказу) треть связана с офшорными организациями. Чиханчин отметил, что его ведомство начнет работать над разработкой механизма, могущего пресечь таковые нарушения.

Госпрограмма вооружения России действует с 2011 года и продлится до 2020. В первые годы выполнения программы ее эффективность составляла 82-84%. В 2013 году в России был принят новый закон о государственном оборонном заказе. Его нормы позволили урегулировать разногласия между ОПК и Минобороны. Так, теперь допускается компенсация непредвиденных расходов, что часто было необходимо в долгосрочных контрактах. Юрий Борисов, замминистра обороны заявлял в декабре, что в 2014 году оборонзаказ страны выполнен на 95%

Александр Наумов, заместитель председателя Национального совета финансового рынка, считает, что менять законодательство для расширения перечня уполномоченных банков не стоит.

Роман Терехин, партнер компании «Деловой фарватер», также склонен к позиции Минобороны, считая ее целесообразной. Условия кризиса, считает он, диктуют свои правила, при которых расширять перечень до 50 организаций слишком рискованно. Контролировать такое количество банков значительно труднее, что может привести к задержкам и снижению качества контроля. Риски, в частности, связаны и с возможным отзывом лицензии у одного или нескольких уполномоченных банков. Сейчас это случается даже с крупными финансовыми учреждениями. И если даже нынешние 9 уполномоченных банков не справляются с возложенными на них функциями, то увеличение их количества вряд ли принесет положительный результат.

Денис Агарков, директор центра Бинбанка, считает что Минобороны продемонстрировало избирательный подход к решению вопроса, отказавшись расширить перечень. Это решение можно трактовать, отметил Агарков, как желание оставить сферу ГОЗа за избранными частными банками. Министерство и раньше ограничивало частным банкам доступ к госзаказам, чего неправильно — для всех участников рынка должны действовать единые правила игры.

Евгений Славнов, аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг», считает, что Минобороны своим отказом лишь снизило риски контрагентов, что при макроэкономической нестабильности в стране вполне оправданно. Однако, уточнил он, такие решения являются заградительными — они служат запретом для любых частных банков на участие в обслуживании гособоронзаказа вне зависимости от их надежности и финансового состояния. Славнов соглашается с тем, что контролировать расходование госсредств необходимо, но ограничение конкуренции и создание преференций для государственных банков является не верным подходом в решении вопроса.

Терехин считает, что позитивных результатов от повышения контроля за финансовой системой ГОЗа можно ждать через 1,5-2 года, но только если уполномоченные банки будут работать на должном уровне.