Главное об электронных закупках

Минэкономразвития уточнило, как предприниматели могут демпинговать при госзакупках

В новой версии законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС) поставщикам разрешат сбивать цену на 25% и более, однако платой за демпинг будет обязанность предпринимателя обосновать бросовые цены

Минэкономразвития уточнило, как предприниматели могут демпинговать при госзакупках

Кроме того, если бизнесмен решил скинуть цену контракта на четверть, финансовое обеспечение заявки для него вырастет до 30%.

«Тема антидемпинга была одной из самых острых при обсуждении законопроекта о ФКС», — заявил вчера замминистра экономического развития Михаил Осеевский. Особенно вопрос падения цен контрактов на 25% и более волновал строителей и ученых — они опасались, что их отрасли могут наводнить неквалифицированные участники.

С другой стороны, ФАС ранее неоднократно выступала за устранение жесткого антидемпингового барьера (в предыдущей версии законопроекта первый из участников, достигающий при снижении цены отметки в 75% от начальной, объявлялся победителем, а торги останавливались), аргументируя это тем, что в некоторых отраслях поставщики могут сбавлять цену существенно ниже 25%, при этом не теряя качества поставляемых товаров или услуг.

В той версии законопроекта, которая была внесена в правительство 18 апреля, отклонение заявок с демпинговой ценой (25% и более) стало более гибким. «Цену на товар можно снизить на четверть, но при этом участник должен предоставить расчеты такого снижения, а также гарантийное письмо от производителя, подтверждающего поставку по такой цене», — пояснил г-н Осеевский.

Если же речь идет не о товарах, а о выполнении работ или услуг (к примеру, строительство), то поставщик, сбивший цену, должен предоставить заключение о возможности выполнения работ по такой стоимости, выданное саморегулируемой организацией, добавил замминистра.

Впрочем, эти правила касаются не всех: если исполнитель решил демпинговать на научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических контрактах, его не допустят к закупкам вне зависимости от наличия обоснований. В Минэкономразвития такую границу отсечения объясняют тем, что в подобных контрактах экономия обычно происходит лишь за счет снижения затрат на оплату труда — то есть вместо высококвалифицированных сотрудников работать могут люди без знаний и опыта.

«Вполне разумная редакция», — комментирует директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее словам, стоимость НИОКР сложно исчислять в человеко-днях, поэтому при таких контрактах главные требования должны предъявляться к квалификации и репутации.

По словам г-жи Кузнецовой, демпингующих на рынке госзаказа, вопреки распространенному мнению, немного — менее 5%. «В основном это касается лишь каталожных товаров — продуктов питания, медицинских товаров, компьютерной техники и пр.», — говорит она.

Еще один механизм против злостных демпингистов — увеличение финансового обеспечения. «Если цена опускается на 25% и ниже, то автоматически финансовое обеспечение достигает 30% от цены контракта», — отметил г-н Осеевский.

При этом сам механизм обеспечения заявок в законопроекте также изменился. Если в предыдущей редакции для контрактов стоимостью меньше 1 млн руб. обеспечения вообще не было, то в новой версии обеспечение появилось, но минимальное — 1%. Это «отпечатки пальцев», которые остаются в банковской системе при внесении обеспечения, а это главное условие «неотвратимости ответственности для недобросовестных участников, демпинговавших на торгах и уклонившихся затем от заключения контракта», поясняют в Минэкономразвития. Для остальных торгов обеспечение сохраняется — не более 5%.

Председатель совета директоров компании B2B-Center Александр Бойко считает, что проблема демпинга будет сопровождать электронные аукционы всегда, и новые меры борьбы с ним — лишь ненужная припарка недействующему механизму. «Если, к примеру, сделать электронный конкурс, проблема уйдет сама», — уверен он.

Статьи по теме