Главное об электронных закупках

Минэкономразвития РФ предоставило результаты очередного мониторинга применения 44-ФЗ за I-III квартал 2016 года

Минэкономразвития РФ предоставило доклад о результатах мониторинга применения ФЗ-44 за I-III квартал 2016 года. Сведения подано в традиционной форме: общая информация о развитии регуляторной среды контрактной системы, анализ поведения заказчиков и поставщиков, состояние информационного обеспечения контрактной системы, нормирование в сфере закупок и предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Минэкономразвития РФ предоставило результаты очередного мониторинга применения 44-ФЗ за I-III квартал 2016 года

В докладе указано, что за анализированный период в ЕИС было размещено заявок о проведении закупок на сумму более 3,79 трлн рублей. Из них было подписано контрактов на 3,24 трлн рублей. Таким образом, экономия бюджетных средств составила 290 млрд рублей.

Стоит отметить, что полученные результаты соответствуют аналогичному показателю 2015 года, как и остальные показатели применения ФЗ-44. Кроме этого, в течение 2016 года наблюдалось снижение количества закупок у единственного поставщика и на сегодняшний день составило 18,4%.

Преобладающий способ определения поставщика – электронный аукцион. Стоимость прямых контрактов с малым бизнесом составила 423,4 млрд рублей. Это на 34% больше, чем в прошлом году. При этом около 6,9 тысяч (более 143 млрд рублей) конкурсных процедур могут быть признаны неэффективными. Количество централизованных закупок за анализируемый период – 75,2 тысячи (или 206,4 млрд рублей) в денежном эквиваленте. А стоимость контрактов, подписанных с применением антидемпинговых мер, составляет 126,9 млрд рублей или 387 473 договора.

Для совершенствования работы контрактной системы в III квартале 2016 года Правительство РФ приняло ряд решений. Во-первых, утвердили правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок по ФЗ-44. Во-вторых, был ограничен допуск к участию в госзакупках отдельных видов иностранных  товаров, работ и услуг (например, определенные пищевые продукты, некоторые виды радиоэлектронной продукции).

Отдельным пунктом в отчете Минэкономразвития предоставлен анализ поведения заказчиков. В частности, состоянием на 30 сентября 2016 года в ЕИС зарегистрировано 263 794 заказчика, 188 349 из которых проводят фактическую закупочную деятельность. Эти организации за I-III квартал 2016 года разместили 2 102 530 извещений о проведении закупок на общую сумму около 3,8 трлн рублей (по сравнению с 2015 годом больше на 5% в количественном соотношении и меньше на 5% в объеме). Наиболее часто используемый способ определения поставщика – электронный аукцион (58% от общего количества госзакупок), далее следует закупка у единственного поставщика, запрос котировок, открытый конкурс и иные способы. Средняя стоимость одной проведенной госзакупки, по подсчетам Минэкономразвития, составила 1,8 млн рублей. Это на 10% ниже аналогичного показателя в прошлом году.

В отчете министерства детально представлены результаты сравнения показателей анализируемого периода с аналогичным периодом 2015 года по разным параметрам, а также предоставлен список крупнейших контрактов, подписанных в 2016 году по итогам конкурентных процедур. Самыми крупными госзакупками названы строительные заказы Департамента строительства города Москвы и Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

Отдельным пунктом проанализированы расторгаемые контракты. За прошедшие месяцы 2016 года было расторгнуто 361 490 договоров общей стоимостью 762 млрд рублей (это на 31% и 28% соответственно больше, чем в такой же период в 2015 году). В основном, процедура аннулирования соглашения проходила по соглашению сторон (98% из общего количества).

Также представлены детальные сведения о наиболее востребованных электронных площадках. Это ЗАО "Сбербанк-АСТ", РТС-тендер и АО "ЕЭТП". При этом бесспорным лидером по количеству размещенных заявок является ЗАО "Сбербанк-АСТ" (47% и 38% от общего количества заключенных на электронных площадках контрактов).

В отчетном периоде также наблюдается положительная динамика экономии бюджетных средств при госзакупках. Речь идет о более 290 млрд рублей (+ 21% по сравнению с 2015 годом). Увеличилось и число контрактов, подписанных с МСП и СОНКО. Общая стоимость госзакупок, исполнителями которых могут быть только представители МСБ и СОНКО, составила 531 млрд рублей или 700 091 заявок (больше на 34% и 25%, чем в прошлом году). Средняя стоимость одного из таких контрактов – 579,4 тысячи рублей. А количество закупок с условием обязательного привлечения названных категорий исполнителей  — 15 тысяч (более 449 млрд рублей).

Закупки у единственного поставщика в I-III квартале 2016 года составили 17,8% от общего объема заказов или 577,5 млрд рублей в денежном эквиваленте. (без учета договоров, подписанных по результатам несостоявшихся конкурентных процедур). Названная сумма на 174 млрд рублей меньше, чем за такой же период 2015 года. Крупнейшими контрактами, заключенными с единственным поставщиком, стали заказы  ГК "Роскосмос", Минпромторга РФ и    ДЖКХиБ г. Москвы.

На централизованные закупки в отчетном периоде припадает 75,2 тысячи контрактов общей стоимостью 206,4 млрд рублей (6,4% от общего объема расходованных средств). А количество контрактов, подписанных с применением антидемпинговых мер, составило 387 473 договора (126,9 млрд рублей).

Далее в докладе Минэкономразвития проанализировано поведение поставщиков. В документе подчеркивается, что среднее количество участников госзакупок сохранилось на прошлогоднем уровне – 3 заявки на одну процедуру. Наиболее конкурентным способом определения поставщика признан двухэтапный конкурс, наименее конкурентным – запрос предложений. Наиболее конкурентные закупки в ценовом диапазоне – это контракты стоимостью до 50 млн рублей, наименее конкурентные – от 500 млн до 1 млрд рублей.

Анализ информационного обеспечения контрактной системы показал, что наиболее часто у заказчиков возникали проблемы с настройкой рабочего места, с решением общих вопросов по контрактам и по поиску в открытой части,  с вопросами, связанными с интеграцией между ЕИС и ЭП, ЕИС и ВСРЗ, с процедурой перерегистрации организации, с настройкой прав доступа пользователей и с налаживанием работы в реестре планов-графиков.

В течение анализируемого периода с целью нормирования системы закупок для федеральных нужд 89 органов утвердили нормативные акты.

Таким образом, подводят итоги в Минэкономразвития, для дальнейшего совершенствования законодательства о контрактной системе в сфере закупок запланированы следующие действия:
— введение единого каталога товаров, работ и услуг;
— приведение ЕИС в соответствие с техническими требованиями к информационно-аналитической системе мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов.