Главное об электронных закупках

Минэкономразвития правит закон о ФКС после критики участников рынка

Минэкономразвития приостановило общественную дискуссию о Федеральной контрактной системе до 20 октября. За это время министерство планирует модернизировать законопроект с учетом поступивших в ходе публичного обсуждения предложений

Минэкономразвития правит закон о ФКС после критики участников рынка

РБК daily удалось ознакомиться с уже внесенными в документ изменениями по тем вопросам, которые ранее вызвали бурную полемику в профильных министерствах и экспертных кругах. Эксперты с общим трендом поправок согласны, но опасаются, что они станут поверхностными и точечными настройками.

Минэкономразвития завершило открытый этап обсуждения закона о Федеральной контрактной системе. За месяц в министерство пришло более 1100 предложений по модернизации документа, который должен заменить 94-ФЗ (нынешний закон о госзакупках). На протяжении двух недель ведомство будет вносить наиболее дельные из них в закон, а 20 октября на сайте дискуссионной площадки будет опубликована новая редакция документа.

«Мы были приятно удивлены тем, насколько профессионально развивалась дискуссия на интернет-площадке. Мы полагаем, что абсолютное большинство участников обсуждения являются непосредственными потребителями законодательства о госзакупках. Они однозначно очень внимательно изучили закон, благодаря их замечаниям мы устранили неточность или неполноту ряда формулировок, исправили ошибки юридико-технического характера. По итогам общественного обсуждения мы внесли в закон ряд существенных, смысловых, поправок», — рассказала РБК daily директор департамента ФКС Минэкономразвития Ольга Анчишкина.

В частности, была скорректирована вызвавшая бурную полемику процедура предквалификации. В новой редакции конкурс с ограниченным участием возможен только по решению правительства, которое определит перечень случаев, когда эту процедуру можно применять.

Претерпит изменения и механизм одностороннего расторжения контакта. Изначально оппоненты Минэкономразвития заявляли, что он предоставляет заказчику излишне широкие полномочия, буквально толкая его на нарушения. В обновленной версии законопроекта конструкция будет прописана иначе: заказчик может принять решение о расторжении контракта, но оно вступает в силу лишь через 20 дней, в течение которых может быть обжаловано в контрольном органе.

«Это интересное предложение, но я не знаю, как оно может работать на практике», — сомневается в нововведении от Минэкономразвития юрист проекта «РосПил» Любовь Соболь. По ее словам, жалобы сейчас рассматриваются плохо и есть риск перекоса в сторону заказчика, с которым ФАС не будет успевать бороться.

Изменения в системе предквалификации юрист вовсе не приемлет. «Проект «РосПил» выступает за то, что предквалификация не нужна, даже в ограниченном количестве случаев. Это дополнительный административный барьер, который будет позволять при проведении торгов отсеивать потенциальных исполнителей. Отобрать качественных контрагентов можно и иными способами», — уверена г-жа Соболь. В качестве потенциальных барьеров для недобросовестных поставщиков она называет требования по опыту работу (по аналогии со строительством) либо по регистрации (компания должна быть зарегистрирована не менее двух лет).

В обновленном законопроекте более точно будет прописана процедура двухэтапного конкурса — под нее подпадут лишь заказы в области науки, искусства, реставрации, для которых невозможно точно сформулировать требования к конечному результату и необходимо предварительное обсуждение вариантов решения проблемы. «Боюсь, что в такой формулировке этот очень точечный критерий. Дьявол кроется в деталях, а наука и искусство охватывают очень большой перечень. Идея двухэтапного конкурса — интересная, но его нужно очень четко и жестко регулировать», — считает г-жа Соболь.

Новации коснутся и защиты прав поставщиков. Наряду с реестром недобросовестных поставщиков будет введен реестр недобросовестных заказчиков. Для последних предусмотрено введение дисквалификации. Юрист проекта «РосПил» находит идеи занимательными, но вновь задается вопросом о качестве их исполнения. «Каковы будут последствия включения в реестр? Будут ли это руководители, главбухи и пр. или обезличенные министерства?» — скептична г-жа Соболь. Однако в вопросе дисквалификации позиции Минэкономразвития, ФАС и юристов сходятся: сейчас наложение штрафа в 3 тыс. руб. при миллионных откатах не особо влияет на заказчика.

Одобряет юрист и другую новеллу Минэкономразвития: в обновленном законопроекте заказчики смогут самостоятельно принимать решение — создавать специальную «контрактную службу» или же передать функции госзакупок уполномоченному органу. Кстати, последнее предлагает и ФАС. По мнению антимонопольщиков, многие заказчики — библиотеки или поликлиники, в которых нет специалиста по закупкам, — преступают закон по банальному его незнанию.