Главное об электронных закупках

Минэкономразвития откроет информацию о субподрядчиках госконтрактов ценой от 500 млн рублей

В прошедшую пятницу вечером на сайте regulation.gov.ru Минэкономразвития опубликовало информацию о своем намерении снизить вдвое порог открытости информации по субподрядчикам госконтрактов.

Минэкономразвития откроет информацию о субподрядчиках госконтрактов ценой от 500 млн рублей

Ранее информацию о субподрядчиках заключенных контрактов можно было узнать только если сумма госзакупки составляла более 1 млрд рублей для федеральных закупок или более 100 млн рублей — для региональных. Сейчас же порог снижен вдвое — до 500 млн рублей и 50 млн рублей соответственно. Кроме этого критерия есть еще один — передача субподрядчикам более 10% от суммы контракта.

Теперь госзаказчики заказов, подпадающих под вышеописанные условия, обязаны публиковать информацию о субподрядчиках своих контрактов в единой системе госзакупок. Таким образом Минэкономразвития стремится повысить публичность этих сведений, что поможет бороться с аффилированностью на госзакупках России.

Такую инициативу представители Министерства экономического развития подготовили в связи с рядом обращений в ведомство как от граждан, так и от организаций. Обращения, в большей своей части, представляют собой жалобы на поставщиков и заказчиков, применяющих субподрядные схемы для обхода закона 44-ФЗ о контрактной системе госзакупок.

Порог в 1 млрд рублей был введен в 2013 году. Анастасия Асташкевич из коллегии адвокатов «Чаадаев, Хейфец и партнеры» напоминает, что до этого в закупках частым явлением были победы посредников, которые передавали до 100% всей работы другим исполнителям. Сейчас же, продолжает она, случаются ситуации, когда выполняющие до 80% госконтрактов компании в самих госзакупках не участвуют, являясь субподрядчиками. Такие моменты вызывают вопросы у компаний-конкурентов победителей конкурсов и аукционов.

Минэкономразвития приводит в пример 2 типичные схемы нарушения закона:

  1. Обход нормы закона, запрещающей заключать контракты с аффилированными компаниями. В этом случае контракт выигрывает организация, никак не связанная с заказчиком, но передает работу по его выполнению другой «нужной» фирме.
  2. Госконтракт достается фирме-пустышке, которая забирает часть выделенных на него денег и передает всю работу той компании, которая готова выполнить все условия контракта по более низкой цене.

Согласно проведенной Счетной палатой проверке, в 2012 году до использования на госзакупках антикоррупционной схемы большинство госзаказов, общая сумма которых составила 1,5 трлн рублей, были заключены и реализованы «в серой зоне закупочных технологий и правоприменительной практики».

Принцип работы антикоррупционной схемы
До введения порога раскрываемости информации о субподрядчиках, заказчику она также была известна и могла быть использована при заинтересованности ею контрольных органов, то есть уже после совершения нарушения. Но сам заказчик не хотел разбираться, кто и как выполняет контракт, так как в случае обнаружения нарушений, ему пришлось бы аннулировать контракт и проводить конкурс госзакупки заново, что привело бы к временным потерям. А если часть работы прежний исполнитель уже успел выполнить, то браться за «недострой» вряд ли кто-то захочет.

Но информация о субподрядчиках несомненно заинтересует проигравших на конкурсе — конкурентов. Они то и получат к ней доступ после реализации инициативы Минэкономразвития (ранее у них был доступ только к более дорогому сектору госзакупок). Если конкурент обнаружит в схеме субподрядчиков победителя тендера серую схему, то он сможет подать на него жалобу в контрольные органы или написать обращение к самому госзаказчику, который обязан на него отреагировать и, в случае достоверности информации о нарушении закона, расторгнуть договор с исполнителем.

Сектор влияния новых правил
Общая сумма проведенных в 2014 году госзакупок составила 5,2 трлн рублей, согласно информации Минэкономразвития. 38% из них — сектор строительства, в котором традиционно присутствует много субподрядчиков. На сумму свыше 1 млрд рублей было заключено 409 контракта, большинство из которых — из строительной отрасли.

Сейчас, при понижении порога до 500 млн рублей, информацию о субподрядчиках будут обязаны раскрывать заказчики не только на строительство, но и на капитальный ремонт зданий, работы по содержанию дорог, услуги ЖКХ, транспортное обслуживание и др. В числе них стоит отметить заказы на строительство таких типов объектов, как школы, детские сады, поликлиники.

Общая сумма контрактов, превышающих планку в 1 млрд рублей, составляет четверт всех госзакупок России. Сейчас же, при понижении планки до 500 млн рублей, в область открытых сведений о субподрядчиках будет подпадать еще треть от этой суммы, а количество «открытых» контрактов увеличится втрое. Это позволит повысить контроль за госзаказами, уверена юрист Асташкевич.

Статьи по теме