Главное об электронных закупках

Минэкономразвития намерено реформировать торги госимуществом

Но законопроект нуждается в серьезной доработке

Минэкономразвития намерено реформировать торги госимуществом

Минэкономразвития предлагает упорядочить торги госимуществом и перевести их на электронные торговые площадки, аккредитованные для осуществления закупок по 44-ФЗ. Эксперты считают, что представленный законопроект нуждается в серьезной доработке.

Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение проект закона «Об электронных торгах в России», которым предусмотрено проведение всех торгов государственным и муниципальным имуществом по единой процедуре через электронные торговые площадки, отобранные правительством.

В пояснительной записке сказано, что на сегодняшний день торги государственным имуществом регламентируются более чем 40 актами. Сведения о них размещаются на площадке torgi.gov.ru. По предварительным оценкам, ежемесячно на торги по всей стране выставляется порядка 100 тыс. лотов, при этом на официальном сайте ежемесячно объявляется менее 50 тыс. торгов на общую сумму до 20 млрд рублей. В списке самых распространенных нарушений – неполная или недостоверная информация, лишние требования, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя. Важной проблемой является затруднительный контроль за операторами электронных площадок ввиду отсутствия единого перечня электронных площадок, на которых могут проходить торги, и требований к таким операторам, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Минэкономразвития предлагает перевести все торги государственным и муниципальным имуществом ‎на универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей, ввести единый порядок проведения торгов, проводить торги на площадках, аккредитованных для осуществления закупок по 44-ФЗ, установить единые требования к участникам торгов, конкурсной документации и т.п. Кроме этого, министерство готово разрешить привлекать для проведения региональных и муниципальных торгов банки и инвесткомпании, включенные в соответствующий перечень юрлиц.

Виталий Байрашев, независимый эксперт в сфере государственных и корпоративных закупок, согласен, что отсутствие единых требований к порядку проведения торгов госимуществом приводит к многочисленным нарушениям. Введение единой процедуры позволило бы упростить организационную часть, что можно рассматривать как положительный момент.

С другой стороны, предлагаемый порядок проведения торгов трудно назвать тщательно продуманным, считает эксперт. Например, максимальный размер задатка в размере 50% от начальной цены предмета электронных торгов может затруднить участие в них многих заинтересованных в приобретении имущества лиц. «Также вызывает вопросы необходимость жесткой регламентации отдельных действий по подобию Закона о контрактной системе: на некоторые действия отводится всего один день, что будет провоцировать усиление процедурного контроля со стороны контролирующих органов», – говорит Виталий Байрашев.

Николай Баранов, заместитель директора Центра реализации образовательных программ и проектов Института ВШГУ Академии при Президенте РФ, считает инициативу по ограничению числа электронных торговых площадок (ЭТП) для проведения торгов госимуществом в принципе правильной. «Но государство должно себя вести прозрачно и понятно для всех участников рынка (ЭТП), то есть установить единые требования к операторам торгов, опубликовать их, дать время подготовиться, провести конкурсный отбор и по его результатам установить перечень торговых площадок на срок 3-5 лет. А затем назначить следующую дату отбора», – говорит он.

Елена Канцерова, руководитель департамента по управлению и развитию ЭТП «Российский аукционный дом», считает идею перевода всех торгов по продаже имущества на универсальную процедуру и передачу направления продаж площадкам по закупкам труднореализуемой. «Ожидаемая цель по повышению эффективности продаж вряд ли будет достигнута», – говорит она.

При этом сама идея максимально сблизить порядок продаж, по ее мнению, интересная и правильная. Практика продажи имущества, прав в различных сегментах выявила наиболее результативные способы, которые могут получить статус рекомендуемых. Однако нельзя забывать и про особенности. Часто идентичное название не означает единый порядок продажи. Так, например, продажа посредством публичного предложения в приватизации (голландский аукцион), доказала свою эффективность. Зачастую  в ходе состязания цена реализации превышает начальную, несмотря на предоставленную покупателям возможность приобрести активы по цене отсечения – намного меньшей по сравнению со стартом. Вместе с тем,  в банкротстве продажа посредством публичного предложения имеет иной порядок.

В погоне за унификацией нужно учитывать и отраслевую специфику. Возможно ли, например, привести продажу недр и прав аренды к единому порядку без потери качества? Вопрос открытый, отмечает Елена Канцерова. Ну и слишком большой пласт правовых норм потребует переработки и приведения к взаимной корреляции.

Нужно также помнить о направлениях, которые явились пионерами электронной торговли. Например, торги в конкурсном производстве проводятся с 2010 года. Сложился рынок электронных площадок. С введением в 2015 году саморегулирования операторов площадок по банкротству, профсообщество выработало жесткие стандарты, требования к операторам, что «вычистило» рынок от недобросовестных игроков. Повысилась эффективность проводимых торгов. Данная концепция доказала свою продуктивность. Перевод банкротства исключительно на федеральные площадки по закупкам может разрушить отрасль и негативно сказаться на рынке несостоятельности в целом.

Таким образом, комплекс мер, предлагаемых как панацея: унификация процедур, требований к участникам, передача права их проводить площадкам по закупкам имеет благую цель, но не гарантирует ее достижения. Эффективность закупки и продажи оценивается по-разному. Экономия в одном случае, и достижение максимальной цены – в другом. Разные цели требуют разных инструментов, порядка проведения процедуры, требований к участникам, критериев оценки. «Скорее разведение по разным полюсам закупок и продаж позволит достичь целей, которые ставит перед собой регулятор», – резюмирует эксперт.

Автор: Наталья Рудычева.

Виталий Байрашев
Независимый эксперт в сфере государственных и корпоративных закупок Виталий
Елена Канцерова
Руководитель департамента по управлению и развитию ЭТП АО «Российский аукционный дом»
Николай Баранов
Заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ