Главное об электронных закупках

Минэкономики VS ФАС: кто будет с 2017 года контролировать государственные закупки

Как известно, с 2017 года госзакупки должны проводиться по официальному каталогу товаров, работ и услуг. Не смотря на то, что до запуска системы осталось всего три месяца, между заинтересованными ведомствами (ФАС, "Ростехом", Минфином и Минэкономики) все еще продолжается дискуссия о том, кто и как будет обеспечивать создание перечня и необходимой для его функционирования информсистемы.

Минэкономики VS ФАС: кто будет с 2017 года контролировать государственные закупки

В адрес Минэкономики поступают многочисленные обвинения о ничегонеделании. По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова координатором работы была назначена ФАС. Но ведомство Алексея Улюкаева поддерживают крупные госкомпании, подчеркивая, что запуск наработок должен быть поэтапным.

Очередным этапом обсуждения будущей организации закупочной системы стало совещание, организованное по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова с участием Минэкономики, Минфина, ФСБ, электронных площадок и "Ростеха". Ключевая тема встречи – обсуждение создания каталога товаров, работ и услуг для госзакупок.

Как известно, согласно внесенным в закон о контрактной системе изменениям, с 1 января 2017 года объекты закупки должны указываться только в соответствии с единым каталогом. Над его прототипом и методическим обеспечением трудились сотрудники Минэкономики, но результат не устроил правительство. Первый замгендиректора "Единой электронной торговой площадки" Андрей Кашутин подчеркивает: каталога попросту нет, существует только его программная оболочка. Таким образом, реестр с нового года сможет заработать только в ограниченном виде. Стоит напомнить, что ранее в Минэкономики предлагали госорганам-заказчикам самим наполнять каталог, собирая информацию в Единой информационной системе госзакупок, а в перспективе передать ее в концессию. Реализация этой идеи была напрочь раскритикована Минфином как неэффективная и продолжительная во времени.

ФАС, в свою очередь, еще на прошлом заседании у Игоря Шувалова предлагала вместо Минэкономики привлечь к созданию каталога и ЕИС "Ростех". Вместе с тем, какую именно часть работы планируется отдать госкорпорации, в антимонопольной службе не уточняют.

Таким образом, на заседании 29 сентября ключевым был вопрос о возможных вариантах завершения работы над каталогом. Участники решали, делать ли его с нуля или использовать уже существующие наработки. Анндрей Кашутин акцентировал внимание на том, что на полную каталогизацию всего, что закупает государство, необходимо от двух до десяти лет и "существенные" средства.

Чтобы хоть как-то оптимизировать процесс, Минэкономики предложило взять за основу каталог, по которому уже работают власти Москвы. Да, в своем письме замминистра Евгений Елин предлагает с 2017 года начать тестирование столичной системы на ограниченном числе товаров и услуг, закупаемых на федеральном уровне, а с 2018 года внедрить ее в отношении всех закупок и передать профильному оператору. Обсуждать такую систему ведомство планирует в рабочей группе с участием крупнейших госкомпаний, на закупки которых новации будут распространяться во вторую очередь. Эти предприятия, заявляют в Минэкономики, не готовы к смене разработчика системы, ведь речь идет о заказах, общий объем которых составляет 17 трлн рублей.

Вместе с тем, в секретариате вице-премьера отмечают: прошедшее заседание и, в частности, обсуждение будущего госзакупок в ФАС, нельзя рассматривать как признак функциональных изменений ведомств. Их нужно воспринимать исключительно как возможные варианты ускорения работы по повышению конкуренции при госзакупках. Омбудсмен по закупкам Сергей Габестро также высказал надежду на то, что в течение осени будет получен результат – представлена понятная для всех структура каталога, реальная модель его создания и наполнения.