Главное об электронных закупках

Минэкономики предлагает проверять губернаторов и мэров на конфликт интересов в госзакупках

От Минэкономики в администрацию президента поступило предложение об усилении "антикоррупционного потенциала" законов о госзакупках. Чиновники предлагают распространить проверку конфликта интересов на глав корпораций, губернаторов, мэров и операторов ЭТП.

Минэкономики предлагает проверять губернаторов и мэров на конфликт интересов в госзакупках

Если предложение будет принято, заказчиков обяжут размещать перечни потенциальных коррупционеров с их номерами свидетельств пенсионного страхования и ИНН. Сведения будут доступны на сайте Единой информационной системы (ЕИС).

По мнению экспертов, поправки помогут выявлять не больше 5% от общего объема конфликтов интересов. Для улучшения ситуации в этом плане важнее пробудить интерес правоохранительных органов к применению наказаний к нарушителям, занимающих высокий статус в обществе.

Минэкономики считает, что на исход тендеров госзакупок вполне способны оказывать влияние губернаторы, мэры, заместители по ведению закупочной деятельности, руководители контролирующих органов и их заместители, чиновники, работающие в государственных органах и органах местного самоуправления, сотрудники электронных торговых площадок (ЭТП).

Список потенциальных участников конфликта интересов должны будут публиковать сами заказчики, размещая их в Единой информационной системе. Замминистра экономики предлагает связать данные ЕИС с информационными системами ЗАГС, ФМС, ФНС, Росфинмониторинга и других госорганов. Так можно будет наладить автоматическую проверку участников закупки, являются ли они аффилированными субъектами по отношению к заказчику.

Подобный механизм проверки на аффилированность Минэкономики готово проработать и в отношении закупок госкомпаний, осуществляющих закупочную деятельность по закону 223-ФЗ.

Запрет на аффилированность подрядчиков и госзаказчиков был введен в 2013 году. Затрагивает он только руководителей самого заказчика, сотрудников его контрактной службы, контрактного управляющего и членов конкурсной комиссии. Согласно нормам закона, такие лица не могут состоять в близком родстве или браке с выгодоприобретателем, который владеет 10-ю или более процентами активов подрядчика.

Контролировать отсутствие конфликта интересов на тендерах госзакупок должны сами подрядчики, декларируя его отсутствие. Заказчик же не обязан проверять достоверность поданных данных. В Минэкономики отмечают, что на практике именно чиновники способствуют участию в своих закупках аффилированных с ними компаний-посредников.

Сергей Габестро, омбудсмен по закупкам, рассказал, что заказчик не обладает удобными механизмами для проверки наличия конфликта интересов. Омбудсмен считает, что нужно создавать четкие автоматизированные механизмы для проверки подобных связей, устанавливая запрет на участие в торгах для таких лиц. Сейчас в законах 223-ФЗ и 44-ФЗ подобного запрета нет, вследствие чего в системе госзакупок может нарушаться закон о защите конкуренции. Габестро напомнил, что на некоторых ЭТП есть специальные программы, которые проверяют на аффилированность участников торгов по 223-ФЗ.

Заместитель главы «Трансперенси Интернешнл-Р» Илья Шуманов уверен, что давно пора расширять субъективный состав потенциальных коррупционеров и проводить автоматизацию учета сведений из общедоступных источников. Вместе с тем он не верит, что автоматическая проверка поможет исправить ситуацию. Она позволит определять не больше 5% случаев конфликта интересов, так как само понятие этого термина определено нечетко, а возможности маскировки у коррупционеров достаточно велики. Технические регламенты таможенного союза вступают в силу. Теперь нужно отслеживать не законодательство РФ а общее. Справочная информация по нетарифному регулированию .

Эксперт отметил, что в суда такие дела попадают нечасто, и зачастую отклоняются по формальным основаниям. Единственным действенным инструментом для снижения коррупционной составляющей на закупках специалист называет общественный контроль. Так же важно в этом вопросе наладить работу органов правопорядка, чтобы те наказывали нарушителей вне зависимости от их статуса в обществе.

Статьи по теме