Главное об электронных закупках

Мэрия Москвы и ФАС подписали соглашение о взаимодействии в сфере горзаказа

Мэрия Москвы и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подписали соглашение о совместной работе в сфере контроля горзаказа. Впрочем, компетенция ФАС пока не распространяется на ключевые этапы выполнения госконтрактов, на которых возможны коррупционные сделки между заказчиком и подрядчиком

В пятницу, 8 апреля, столичная мэрия и ФАС заключили соглашение, согласно которому сотрудничество региональной администрации с федеральным ведомством станет более системным.

«Это важный документ, который позволит нам еще более продуктивно работать с этой службой»,— сказал на церемонии подписания мэр столицы Сергей Собянин. «На самом деле мы сотрудничаем неформально уже очень активно»,— признался руководитель ФАС Игорь Артемьев. По словам Собянина, предыдущий опыт сотрудничества необходимо закрепить документально, потому что конкуренция снижает стоимость московских закупок на миллиарды рублей.

Москве понравилось экономить 

Собянин считает, что сотрудничество с ФАС помогает существенно экономить средства столицы. Чем выше конкуренция, тем ниже цена, которую в итоге город платит исполнителю работ. Поэтому Москве конкуренция очень нужна, особенно если учесть, что в этом году столица запланировала госзаказов на солидную сумму 600 млрд рублей. (В прошлом году эта цифра была почти в два раза меньше— 280 млрд рублей). ФАС, по словам Собянина, поможет более эффективно разместить эти средства.

В результате прозрачных торгов на госзаказы по интернету цена на товары, работы и услуги для города снижается в среднем на 12%. По данным департамента по конкурентной политике Москвы, это составляет экономию в 14 млрд рублей. Как заявил Собянин, экономия все же не является самоцелью: «самоцель— эффективное размещение госзаказов».

Соглашение предполагает более тесный информационный обмен между госорганами. Кроме того, власти обещают провести проверки и выявить факты нарушения конкуренции в регионе.

Следует подчеркнуть, что Москва и ФАС намерены совершенствовать законы, регулирующее госзаказы. Для этого глава ФАС пообещал создать специальную рабочую группу.

«Планы намечены. Начнется работа по реализации этих планов»,— пояснили GZT.RU в московском Департаменте по конкурентной политике. Как сказали в департаменте, столица может выступить инициатором поправок в действующие законы. Правда, конкретное содержание поправок чиновники раскрывать не стали.

Покупки по правилам

Сейчас подавляющее большинство госзаказов фирмы получают, выиграв интернет-аукцион. Прозрачность, которую обеспечивает виртуальное пространство, должна стать гарантией честных торгов.

По мнению президента межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дины Крыловой, проведение аукционов по интернету— важнейшее достижение российских реформ. С тех пор как 94-ФЗ был принят, ситуация стала улучшаться, особенно для малого и среднего бизнеса: «Малые предприниматели отмечают, что раньше и мечтать не могли, чтобы получать реальный доступ к такому количеству госзаказов».

«Процедуры должны быть очень жесткие, с невозможностью их обойти. Только таким образом можно бороться с коррупцией. Конечно, и при исполнении госзаказа есть свои трудности: иногда выигравший исполнитель стремится подкупить госзаказчика, чтобы тот закрыл глаза на ненадлежащее исполнение заказа. Здесь есть простор для коррупции»,— считает Крылова.

Гнезда коррупции 

Впрочем, по мнению Крыловой, при электронных аукционах коррупция проявляется на этапе формирования условий аукциона и при приеме выполненных госконтрактов. ФАС эти этапы не регулирует.

Федеральная антимонопольная служба вмешивается в ситуацию только после обращения человека, чьи права, возможно, нарушены. «ФАС может посмотреть, насколько все сделано в соответствии с законом. Если будет жалоба участника, тогда посмотрит, если нет, то нет»,— поясняет генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян.

По мнению Дины Крыловой, выбор победителя по критерию наименьшей цены без дополнительных квалификационных критериев при получении госзаказа способствует снижению уровня коррупции.

Иного мнения придерживается Микаелян: в ряде случаев «совершенно очевидно, что низкая цена— это низкое качество. Проблема в том, что все товары и услуги закупаются по одинаковым принципам, что в корне неверно. Туалетная бумага, которая легко стандартизируется по толщине, по мягкости, и профессиональные услуги, к которым применяются иные стандарты и качество которых оценивается совершенно по другим критериям, не должны быть свалены в одну кучу, а сейчас происходит именно так».

Микаелян полагает, что данная система свидетельствует о глобальном непонимании того, что есть сферы, в которых невозможно задать четкие параметры, по которым исполнитель будет отчитываться. «Последствия могут быть серьезными,— считает Микаелян.— Интернет-аукционы имеют серьезные преимущества и глобальные недостатки».

Почву для злоупотреблений рождают и те сферы, на которые открытые процедуры не в полной мере распространяются: это заказы на высокотехнологичные товары и услуги, связанные с обеспечением безопасности, здоровья, работы по НИОКР. Но главное, как пояснила Крылова, – что прозрачности торгов пока что лишены заказы госкорпораций и естественных монополий. Поэтому, в частности, такие злоупотребления в дорожном строительстве – и Москва в этом плане очень показательна.