Главное об электронных закупках

Легкие трудности торгов по системе государственных закупок

Представители ФАС в своем недавнем интервью осветили плюсы и минусы новой системы контрактных тендеров.

Легкие трудности торгов по системе государственных закупок

Как известно, с первого января текущего года в действие вступил новый законодательный акт, регулирующий систему государственных закупок. Этот закон описывает аспекты контрактной системы при выполнении госзакупок.
Устоявшаяся практика торгов обычно заключается в том, что муниципальная общественная организация или государственная структура устраивает аукцион. Аукцион, в свою очередь, поощряет конкуренцию — заказчик товаров или услуг получает наиболее выгодное предложение, а государство экономит средства, выделяемые из госбюджета.
Поэтому можно сказать, что подобная контрактная система помогает развитию бизнеса. А с новыми изменениями в законодательстве экономия получается еще более выгодной. Все дело в том, что данный законодательный акт, вступивший в действие с начала года, сказался на большинстве процессов, связанных с торгами. В некоторых случаях процедура закупок упростилась.
Так, к примеру, теперь все государственные закупки, в сумме не превышающие ста тысяч, могут проводиться без торгов, а ранее компании были обязаны в любом случае устраивать торги. Правда, если планируемые за год закупки превысят сумму в пару миллионов рублей, то для прямых закупок (без аукционов) эта сумма не должна превышать пяти процентов от всего бюджета компании.
А вот в отношении такого вопроса, как выбор поставщика — единственного подавшего заявку на аукционе предприятия, все стало несколько сложнее. Ранее, даже если на аукцион подана одна заявка, государственная или муниципальная компания могла заключить договор напрямую, избегая дополнительных процедур. А теперь, согласно новым правилам, договор в таком случае заключается только при согласовании с антимонопольным комитетом.
Среди дополнительных плюсов новой контрактной системы можно назвать обновленную схему планирования. В настоящее время компаниям, работающим по системе государственных закупок, необходимо создать два разных плана тендеров.
Первый – глобальный, включающий предполагаемые на ближайшие три года закупки, а второй – годичный график. Благодаря подобному планированию в аукционе, о котором будет известно заранее, узнает больше компаний, а значит – и заявок на торгах будет больше.
Управление антимонопольного комитета очень внимательно следит за выполнением требований нового закона. В текущем году уже было поставлено под сомнение 73 поданных заявки. В отношении 49 из них было определено несоответствие имеющимся требованиям, что повлекло за собой возбуждение 87 административных исков и штрафы на общую сумму около семисот семидесяти пяти тыс. рублей.