Главное об электронных закупках

Кризис достиг неба: "Уральские авиалинии" и "Аэрофлот" просят кредит

В разгар лета и пик популярности на авиаперелеты две авиакомпании первого эшелона "Уральские авиалинии" и "Аэрофлот" получили от "Сбербанка" в кредит 1,5 млрд и 12,7 млрд рублей соответственно.

Кризис достиг неба: "Уральские авиалинии" и "Аэрофлот" просят кредит

 Если обращение первой компании ни у кого не вызвало удивление, то госзакупка от "Аэрофлота" на предоставление невозобновляемой кредитной линии в размере 12,7 млрд рублей в "Сбербанке России" произвела настоящий фурор.

Эксперты отмечают, что в случае получения кредита авиаперевозчик значительно увеличит свои долговые обязательства. Из отчета компании за первое полугодие 2015 года известно, что размер ее долгосрочных кредитных обязательств составляет 12,08 млрд рублей, а краткосрочных – на несколько порядков больше: 103,17 млрд рублей. Также в отчетных документах говорится о значительных убытках, которые потерпела компания за последние полгода.  Не смотря на то, что размер выручки за прошедшие 6 месяцев оказался на 48,2% больше, чем аналогичные прошлогодние показатели, в 3,3 раза увеличились и коммерческие расходы (до 47,022 млрд рублей). Таким образом, размер чистого убытка ПАО "Аэрофлот" за прошедшие полгода составляет 1,063 млрд рублей.

Не способны повлиять на ситуацию и так называемые роялти – плата зарубежных перевозчиков за право пролетать над территорией России. Ежегодно в компанию поступает 200-300 млн долларов от таких платежей. В 2009 году даже была попытка отказаться от роялти. Руководство мотивировало такое решение тем, что без этих ассигнаций "Аэрофлот" уже 6 лет принадлежал бы к убыточным компаниям. На сегодняшний день, судя по представленным результатам, и с роялти расходы авиаперевозчика превышают доходы.

К негативным выводам относительно перспектив и развития гражданской авиации в 2015-2016 гг. пришло и Минэкономики. Специалисты отмечают, что основными причинами крайне негативной ситуации в сфере авиаперевозок являются высокая закредитованность компаний и нерациональная организация самих перелетов, когда самолет выходит в рейс полупустым. А такое бывает часто. Представители Минэкономики отмечают, что исчезновение с авиационного рынка нескольких авторитетных компаний – факт неизбежный. Таким образом, в зону риска автоматически попадает и "Аэрофлот".

Нельзя не отметить, что руководство крупных авиакомпаний предпринимает все возможные меры, чтобы улучшить ситуацию. В "Аэрофлоте", например, только в 2015 году приобрели 7 новых самолетов. Немаловажен также факт обращения о получении кредита. Хотя специалисты опять же сомневаются в действенности таких единичных мер и утверждают, что объявленные госзакупки по предоставлению солидных кредитов вряд ли спасут ситуацию и обычным гражданам стоит настраиваться на исчезновение в ближайшее время гражданских перевозок как таковых и, соответственно, на все вытекающие из этого факта последствия.