Главное об электронных закупках

Концепция ФКС нуждается в доработке

Мнение Илии Димитрова, члена президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", председателя комиссии по электронной торговле и площадкам

Концепция ФКС нуждается в доработке

Сегодня многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления, критикуют действующий закон N 94-ФЗ за его несовершенство и как следствие — за низкую эффективность госзакупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного и муниципального заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т.д.

Результатом работы двух независимых рабочих групп — Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) — стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития РФ вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона N94-ФЗ. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о госзакупках, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.

При ближайшем рассмотрении законопроекта о ФКС, предлагаемого Министерством экономического развития РФ, с первых строк обращает на себя внимание ориентация на всесторонний контроль и учет всего процесса госзаказа, начиная со стадии планирования до его фактической реализации. В частности, статья 4 предусматривает общественный контроль в федеральной контрактной системе. Так, ч. 1 ст. 4 гласит: "Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона (закон о ФКС. — Ред.), а ч. 6 ст. 4 указывает на создание Совета по федеральной контрактной системе "в целях взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в сфере контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона при правительстве Российской Федерации". Однако здесь нет четкого определения, как на практике будет осуществляться контроль общественными объединениями и на каких, собственно, основаниях, поскольку заказчик должен сохранять конфиденциальность сведений до момента, когда закупка будет считаться завершенной. Более того, ч. 14 ст. 4 предусматривает создание местных советов для осуществления общественного контроля. При этом не вполне понятно, какие функции будут исполнять данные институты на практике, т.к. в ч. 7-12 речь идет исключительно о федеральном Совете по федеральной контрактной системе. Вполне логично предположить, что данные положения в случае их законодательного утверждения, особенно на первых порах, могут внести в механизм государственных закупок (в частности, на местном уровне) некоторую дезорганизацию в силу нечетких механизмов взаимодействия вновь создаваемых структур.

Более того, ст. 23 законопроекта о ФКС (Способы осуществления госзакупок) предлагает заказчику целый спектр возможностей по реализации государственного заказа. Здесь можно найти открытый конкурс, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием и др. Стоит ли напоминать о том, что в большинстве случаев данные способы организации закупок в нашей стране имеют в основе достаточно высокие коррупционные риски. И это не теоретические умозаключения, а уже набившие оскомину факты из истории госзакупок в России. Вряд ли предлагаемая система общественного контроля, к тому же не вполне определенная на уровне муниципалитетов, способна что-либо противопоставить отработанным годами коррупционным схемам, что может привести к значительному всплеску мздоимства на местах.

Проект, предложенный Федеральной антимонопольной службой, в свою очередь предполагает модернизацию закона N 94-ФЗ в рамках создания федеральной контрактной системы.

Предусмотренный данным законопроектом подход к совершенствованию системы госзаказа позволяет сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов с 1 января 2006 года, в том числе сформировать единое экономическое пространство на территории Российской Федерации. Целостность системы размещения заказов также обеспечивается сохранением принятых в развитие закона N 94-ФЗ более 30 подзаконных актов правительства Российской Федерации.

Так, проблему отсутствия планирования госзаказа, в результате чего большинство предпринимателей на местах не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и своевременно подать заявки, предлагается решить следующим образом: заказчики должны будут размещать планы закупок на едином общероссийском портале www.zakupki.gov.ru, что позволит исправить указанные недостатки, а также повысит дисциплину заказчиков по организации закупок и планированию своей деятельности.

Наряду с этим в целях повышения профессионализма заказчиков (как показывает практика, проблема особо актуальна на уровне муниципальных образований) и получения качественной продукции централизуются функции по размещению заказов путем создания системы уполномоченных органов на федеральном уровне, а также создания уполномоченных органов на уровне субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Это должно привести к сокращению количества "непрофильных" функций у сотрудников-заказчиков, а также повысить качество работы бюджетного сектора, сведет на нет закупку некачественной продукции и т.д. 

Высказать свое мнение о ФКС мы предлагаем вам на нашем форуме.