Главное об электронных закупках

Контрактную систему указано уговаривать

Вчера состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы, созданной по распоряжению вице-премьера Игоря Шувалова для выработки согласованной редакции подготовленного Минэкономики законопроекта "О федеральной контрактной системе". Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила готовность к совместной работе, но немедленно представила альтернативный законопроект. Минэкономики рассчитывает внести в правительство согласованный документ до конца сентября, не исключая наличия у ФАС "особого мнения"

Контрактную систему указано уговаривать

Вчера состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы, сформированной накануне по распоряжению вице-премьера Игоря Шувалова для устранения разногласий по подготовленному Минэкономики законопроекту "О федеральной контрактной системе". Как заявил руководитель группы, заместитель главы Минэкономики Алексей Лихачев, согласованная версия документа будет представлена в правительство до конца месяца. 

Напомним, что работа над ФКС была начата в 2010 году в рамках плана мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов. В ноябре 2010 года поручение разработать новый закон дал и президент Дмитрий Медведев. Он отметил, что действующий закон "О госзакупках" не отвечает задачам инновационного развития. В итоге Минэкономики подготовило проект закона "О ФКС", значительно расширяющий предмет регулирования в сфере госзаказа. В отличие от действующего закона "О госзакупках", детально регламентирующего процедуру размещения заказа с целью недопущения коррупции (основная ставка сделана на размещение заказа через электронные аукционы), новый закон "О ФКС" охватывает все стадии формирования и удовлетворения госнужд — от их планирования до оценки эффективности госрасходов. Проект Минэкономики допускает широкий выбор способов размещения заказа, а также широкие права как по предквалификации исполнителей, так и по расторжению уже заключенных договоров. Однако заказчик должен будет обосновывать и нести ответственность за выбор способа размещения заказа, эффективность расходов и конечный результат — эффективное удовлетворение заявленных госнужд.

ФАС утверждает, что предоставление заказчику более широких прав приведет к росту коррупции. В службе, со своей стороны, предлагают дополнить блоками о планировании госнужд и приемке результатов действующий закон "О госзакупках", но категорически против отмены прописанной в нем процедуры размещения из-за ее эффективности в борьбе с коррупцией. В опубликованном вчера проекте ФАС предлагает также подробно регламентировать размещение госзаказа (в частности, ввести типовые договоры и требования к продукции), а также продолжить централизацию процесса размещения путем передачи функций заказчика "уполномоченным органам" власти. Документ учитывает и большое количество частных случаев, в которых базовые принципы действующего закона дают сбои. Например, оговаривается возможность "осуществлять подписку на периодические издания у единственного источника".

Несмотря на то что по принципиальным вопросам позиции ведомств не сблизились, вчерашнее первое заседание рабочей группы прошло продуктивно. Как пояснил господин Лихачев, в ходе встречи "прошли основные точки, зафиксировали разногласия, прежде всего с Минфином, и составили план дальнейшей работы как по обсуждению законопроекта, так и по ответственности за формирование пакетов поправок". В частности, аудитор Счетной палаты Александр Пискунов отметил, что, детально прописав общественный контроль, Минэкономики уделило недостаточное внимание госконтролю за размещением госзаказа, и взялся доработать этот раздел. Господин Лихачев также отметил, что представители ФАС на заседании продемонстрировали готовность к конструктивной совместной работе. При этом он оговорился, что в повестку ближайших заседаний намеренно не вносился болезненно воспринимаемый ФАС вопрос о том, как будет вноситься законопроект в правительство — в виде нового закона или поправок в действующие. На первом этапе предполагается проработать содержательную часть: "обозначить развилки, пройти их на совещаниях у министров, если потребуется — у вице-премьеров, и уже потом, определившись с текстом, думать о том, в какой юридической технике он будет вноситься".

Первые результаты в виде согласованного текста рабочая группа намерена представить правительству уже через 10-12 дней. При этом, как пояснили в Минэкономики, "у ФАС всегда остается право на особое мнение". Фактически это означает, что рабочая группа внесет законопроект без учета позиции службы. У ФАС, впрочем, останется право озвучить свою позицию — сначала на совещании у вице-премьера, а затем и на заседании кабинета.