Главное об электронных закупках

Конкуренция идей на пользу законодательству о госзакупках

Мнение Сергея Габестро, председателя совета директоров торгового портала Fabrikant.ru

Конкуренция идей на пользу законодательству о госзакупках

Споры вокруг законодательства о госзакупках не утихают. Минэкономразвития готовит к межведомственному согласованию закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Федеральная антимонопольная служба по-прежнему защищает 94-й закон. Смогут ли два ведомства договориться и представить консолидированный документ к осени, как поручал президент? Вопрос остается открытым.

Несмотря на дискуссионность, фактически эти два закона не противоречат друг другу, а скорее взаимно дополняются, поскольку регулируют госзакупки на разных этапах. Федеральная контрактная система, которую отстаивает Минэкономразвития, сделала основным критерием определения победителей тендера жизненный цикл товара. Готовящийся законопроект будет регулировать государственный заказ от анализа потребностей до утилизации.

К федеральному закону №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у экспертов есть много претензий. Во-первых, согласно закону выиграть тендер сегодня может только тот, кто предложил наилучшую цену. При этом контроль исполнения обязательств подрядчика по выигранному тендеру на законодательном уровне не регулируется.

Во-вторых, в сегодняшнем состоянии 94-й закон представляет собой «процессуальную ловушку». Бесконечные поправки сделали этот закон сложным для понимания даже профессиональных юристов. Я не знаю ни одного здравомыслящего человека, который смог изучить его от корки до корки, со всеми изменениями. Такой закон трудно не нарушить — в любой момент торговую процедуру можно признать незаконной. ФАС, разработавшая закон, осуществляет, по сути, и выбор победителей в процедурах, которые обжалуются. При этом процедура определения победителя в споре непонятна и непрозрачна для большинства участников рынка. Естественно, это создает все условия для коррупции.

В-третьих, фактически госзаказ можно размещать только на пяти избранных ФАС площадках.

У нас 200 тыс. государственных закупщиков. Из 80 тыс. участников реально выигрывают тендеры вряд ли больше 10 тыс. ФАС почему-то не дает точные данные по количеству победителей. Но именно эти цифры подтверждают неэффективность работы федерального закона №94 и создание большой монополии в государственном заказе.

Положительным моментом документа, безусловно, является требование открыто публиковать тендеры на едином сайте. Но это можно делать и без 94-го закона, достаточно было бы простой для понимания нормы закона о федеральной контрактной системе.

В целом 94-й закон регулирует только процесс размещения госзаказа, а это, разумеется, лишь малая часть непростой процедуры госзакупок. Поэтому говорить о конкуренции ФКС и 94-го закона бессмысленно — ФКС регулирует гораздо более широкий круг вопросов. Положения о размещении заказа могли бы стать частью общего закона о государственных закупках и федеральной контрактной системе. Нужен ли в таком случае вообще отдельный 94-й закон? На мой взгляд, его можно было бы отменить, но никто не пойдет на этот революционный шаг.

И если 94-ФЗ и ФКС не могут конкурировать между собой, то разногласия между ФАС и Минэкономразвития, я надеюсь, будут всегда. Это нормальная конкуренция идей, которая идет на пользу госзакупочному законодательству. Каждое ведомство лоббирует свои интересы, а публичное обсуждение позволяет увидеть возможности регулирования государственного заказа с разных точек зрения. У закона о федеральной контрактной системе при всех его очевидных плюсах есть и минусы. Так что в этом здоровом споре должен выиграть разумный компромисс.

Первый шаг к переходу к ФКС уже сделан. Готовится к принятию новый закон, который будет регулировать государственные закупки в госкорпорациях и естественных монополиях («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Он разрешает публиковать информацию на любых независимых площадках, и это, безусловно, шаг вперед. Кроме того, в этом законе учитывается деятельность организаций коммунального комплекса, государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.д., в уставном капитале которых доля участия России, субъекта Федерации или муниципального образования превышает 50%. Ранее госзакупки этих структур контролировал 94-й закон.

России, безусловно, нужна контрактная система. Законодательство о государственном заказе должно регулировать отношения между заказчиком и поставщиком с момента возникновения потребности до утилизации того или иного товара. С этой точки зрения всю систему норм, которая есть сейчас в области размещения заказа, необходимо привести в порядок.

Рано или поздно соответствующий консолидированный документ будет подготовлен. Разумеется, часть закона будет регулировать размещение госзаказа. Не исключено, что процесс интеграции будет связан с серией увольнений явных апологетов 94-го закона.