Главное об электронных закупках

Комитет госзаказа Петербурга борется с ФАС за контроль над рынком в 150 млрд рублей

Практически все предписания антимонопольной службы к госзакупкам Комитета по госзаказа Петербурга тот оспаривает в суде. Игроки рынка расценивают такие действия, как начало большой войны за контроль над 150 млрд рублей ежегодных бюджетных отчислений городу.

Комитет госзаказа Петербурга борется с ФАС за контроль над рынком в 150 млрд рублей

Комитет по госзаказу Санкт-Петербурга раньше судился с ФАС только по дорогостоящим заказам или по резонансным вопросам. Многие из судебных тяжб он выигрывал, как и исполнял решения антимонопольщиков в случае победы тех. Теперь же чиновники решили бороться за получение права окончательного решения по госзаказам.

Процедура проведения госзаказа
Распределением госзаказов в Санкт-Петербурге занимаются несколько ведомств. Комитет-заказчик сначала должен сформировать заказ и подготовить конкурсную документацию по нему. Эти документы передаются в комитет по госзаказу, где они проверяются.

Если в документации заказчика ошибок нет, комитет по госзаказу размещает соответствующий тендер на портале госзакупок. Начиная с этого момента, любой желающий может подать жалобу на этот тендер в ФАС. Если ее признали обоснованной, то антимонопольщики направляют госзаказчику свое решение об устранении выявленных нарушений. Заказчик, в свою очередь, может внести правки в конкурсную документацию в соответствии с решением ФАС или оспорить его в суде.

Внести правки в тендерную документацию быстрее и проще. Может быть, именно это причина того, что комитет госзаказа предпочитает такой способ разрешения ситуации. Подрядчики же отметили, что жалобы могут стать действенным способом давления на заказчика, и стали заваливать антимонопольную службу своими заявлениями.

Если же в конкурсе госзакупки принял участие только один претендент на контракт (если никто не проявил желания участвовать в тендере или остальные участники не были допущены к конкурсу), то подписание госконтракта с единственным поставщиком нужно согласовывать в комитете финансов, который может как запретить подписание контракта, так и потребовать провести повторный конкурс.

В 2015 году в судах было рассмотрено 53 дела по обжалованию решений УФАС Петербурга, касающихся закупок комитета по госзаказам. По 40-ка делам суд принял сторону комитета, по 6-ти — поддержал УФАС, 6 дел суд не стал рассматривать, а по одному удовлетворил иск только частично.

За первые 2 месяца 2016 года в суд поступило уже несколько десятков заявлений по оспариванию решений УФАС. В комитете по госзаказу Санкт-Петербурга отмечают, что такая тенденция обоснована тем, что на тендера комитета все чаще стали подавать необоснованные жалобы, а ФАС не несет никакой ответственности за свои неправомерные решения.

Глава петербургского УЧАС Вадим Владимиров прокомментировал эту ситуацию, как удовлетворительную. В ведомстве рады тому, что их ненормативные правовые акты проходят проверку в суде. Но, с другой стороны, возрастает нагрузка на сотрудников ФАС, которым приходится присутствовать на судебных заседаниях. Выдачу предписаний по многочисленным жалобам Владимиров объясняет тем, что это вынужденная мера, избавляющая стороны конфликта от обращений в суд друг на друга.

Игроки рынка считают, что таким образом чиновники пытаются взять на себя функции контроля за распределением госзаказа города, ежегодная сумма которого составляет 150 млрд рублей. Также они подметили усиление влияния комитета после смены его руководителя, произошедшей год назад — комитет возглавил Дмитрий Сачков, ранее работавший в комитете финансового контроля.

Также стоит отметить, что в большинстве исков третьим лицом конфликта выступает компания «Спецстрой», чьи жалобы УФАС очень часто признает обоснованными. Владелец «Спецстроя» Артур Данчаров считает частые судебные победы комитета следствием хорошо сложившихся отношений между комитетом и петербургским судом.

Бизнесмены уверены, что руководство комитета само инициирует судебные тяжбы. До прихода в комитет Дмитрия Сачкова, эта служба позиционировалась как техническая. Но Сачкова вряд ли устроит такая роль ведомства, что и проявляется в усилениях его позиций посредством судебных тяжб.

Ситуацию же можно назвать критичной, так как даже в условиях урезания бюджета госзаказ остается наиболее желанным источником дохода для бизнеса, так как способен обеспечить стабильный доход.

Статьи по теме