Главное об электронных закупках

Каким должен быть специалист в сфере госзакупок: особенности обучения

Как известно, в целях повышения квалификации специалистов и реализации единой госполитики в образовании были разработаны Методические рекомендации по обучению специалистов в сфере закупок. Данный документ утвержден совместным письмом Минэкономразвития и Минобрнауки РФ. Таким образом, теперь обучение сотрудников данной сферы должно соответствовать принятым нормам.

Каким должен быть специалист в сфере госзакупок: особенности обучения

Главная цель Методических рекомендаций – установление общих требований по подготовке специалистов в сфере закупок заказчика, уполномоченного органа, которые, в частности, выполняют функции работника контрактной службы, члена комиссии по проведению закупок и контрактного управляющего.

Ввиду актуальности данного вопроса, участники контрактной системы регулярно получают предложения пройти обучение в данной сфере и повысить свою квалификацию, но в большинстве случаев предлагаемые образовательные программы не соответствуют даже минимальным требованиям, установленным в Методических рекомендациях.

Таким образом, при выборе образовательной программы, необходимо ориентироваться на официальный документ и прописанный в нем минимальный объем образовательных услуг, которые должен получить претендент на звание специалиста в сфере закупок.

Итак, в первой части программы обязательно должны быть высветлены следующие темы:
— цели, принципы и задачи контрактной системы;
— информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок;
— участники закупок, их права и обязанности;
— контрактная служба, контрактные управляющие, комиссия по осуществлению закупок;
— порядок организации электронного документооборота.

Вторая часть предлагаемого образовательного курса должна представлять собой исследование действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы закупок. Также здесь должно быть изучено применение при закупках антимонопольного законодательства.

Третья часть – это вопросы обоснования и планирования закупок, в том числе понятие максимальной (начальной) стоимости контракта, методы ее определения и суть централизованных закупок.

Наиболее объемной должна быть четвертая часть предлагаемой образовательной программы. В ней предусмотрено рассмотрение таких вопросов:
— требования к участникам закупки и антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона;
— способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика данных способов, основные правила выбора;
— проведение аукциона;
— порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы;
— правила описания объекта закупки, порядок составления технического задания, нормирование в сфере закупок;
— оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки;
— запрос предложений;
— закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
— совершение закупок способом запроса котировок;
— особенности закупок, проводимых бюджетным, автономным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием и иными юридическими лицами;
— особенности отдельных видов закупок.

Пятая часть должна быть посвящена изучению порядка заключения, изменения, исполнения и расторжения договоров, процедуре приемки продукции, экспертизе результатов контракта и способам привлечения экспертов.

В шестом разделе обычно раскрываются вопросы мониторинга и аудита в сфере закупок, общественного контроля и обсуждения закупок, ответственности участников закупок за нарушение законодательства в данной сфере, а также изучается арбитражная и административная практика, способы защиты прав и законных интересов участников закупки.

Также, согласно Методическим рекомендациям, в предлагаемой образовательной программе должна быть вариативная часть, включающая дополнительные дисциплины и необходимые практикумы.

В конце курса обучения предусмотрен экзамен или защита итоговой работы. Стоит отметить, что при обучении специалистов в сфере закупок могут применяться дистанционные технологии, а также электронное обучение.

Важно, что Методические рекомендации не являются единственным критерием требований к программам обучения. Более подробно качественные характеристики дополнительного образования специалиста в сфере закупок представлены в письме Минтруда России от 16 февраля 2015 г. № 18-3/10/В-1033 (Рекомендации Минтруда России).

Таким образом, при выборе курсов обучения специалиста государственного заказа стоит ориентироваться на следующие законодательные нормы: 
— ст. 76 "Дополнительное профессиональное образование" Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании"
— Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499. 

В этих документах говорится, что содержание дополнительной образовательной программы определяет образовательная организация (если нет законодательных исключений) и разрабатывается она с учетом потребностей лица, которому необходимо это дополнительное профессиональное образование (речь идет о сроках обучения). Формы и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются или договором об образовании, или непосредственно образовательной программой.

Причем минимально допустимые сроки освоения программы составляют 16 часов для повышения квалификации и 250 часов для профессиональной переподготовки. При этом для руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40 часов.

Таким образом, легитимным считается только свидетельство, полученное после освоения не менее 16-часовой образовательной программы. То есть, участие в семинарах не может быть приравнено к образовательной деятельности, но может быть источником получения важных практических знаний.