Главное об электронных закупках

Как выгодно продать неликвиды на электронной торговой площадке

Как выгодно продать неликвиды на электронной торговой площадке

На электронной торговой площадке можно не только закупить необходимые товары по наилучшей цене. Она превращается в полноценный маркетплейс, где крупные компании с успехом продают непрофильное и невостребованное имущество, начиная от спецодежды и заканчивая недвижимостью. О том, как развивается сервис продажи имущества на ЭТП ГПБ, рассказала Валентина Пудова, руководитель Департамента клиентских сервисов.

– Год назад, 1 июля 2019 года на ЭТП ГПБ начал работать новый сервис по продаже имущества. Расскажите, пожалуйста, почему вы приняли решение о запуске этого сервиса?

Валентина Пудова: Хотела бы сразу поправить: сервис был запущен еще в 2013 году. На первом этапе мы, в основном, специализировались на продаже непрофильного имущества наших основных заказчиков – ГК «Газпром», «Энергомаш», «Уралхиммаш» и многих других. Непрофильное имущество – это имущество, которое не используется для производства основных видов продукции. Например, квартиры, санатории, столовые, заводы, которые не относятся к основному виду деятельности, и так далее. Существует указ Президента, в соответствии с которым компании должны постепенно избавляться от непрофильных активов, и мы помогали им делать это путем электронных торгов – искали покупателей, проводили аукцион.

С 2019 года на ЭТП ГПБ мы запустили сервис по продаже государственного и муниципального имущества. Эта процедура строго регламентирована постановлением Правительства. Существует четыре способа продажи: аукцион, публичное предложение, конкурс и продажа без объявления цены. Все они реализованы на нашей площадке и доступны как заказчикам, так и покупателям совершенно бесплатно.

– Такой сервис существует на всех восьми аккредитованных торговых площадках. В чем особенности вашего предложения?

– Продажа государственного и муниципального имущества строго регламентирована, поэтому здесь особенностей нет. Но, как я говорила, мы занимаемся еще и продажей коммерческого имущества. И здесь, помимо основных четырех способов, заказчик может настроить способ продажи под себя или назвать его так, как прописано в его положении о продажах. Наш конструктор позволяет быстро и удобно менять процедуру – добавлять этапы или новые поля и переименовывать их.

Кроме того, мы предлагаем сервис попозиционной продажи по аналогии с попозиционной закупкой. Чаще всего он используется для продажи неликвидного и невостребованного имущества – всего того, что лежит на складах и не используется. Это может быть оборудование, различные трубы, металлы, кабели, мебель, оргехника – все, вплоть до спецодежды. На нашей площадке можно продавать все это не одним большим лотом, а по позициям.

Наши клиенты могут самостоятельно организовать процедуру продажи, воспользовавшись интернет-платформой. Также мы оказываем агентские услуги, то есть берем на себя все заботы по подготовке документации, размещаем информацию о продаже на площадке и осуществляем поиск потенциальных покупателей: размещаем рекламу на рекламных щитах, в СМИ, на телевидении. Конечно, мы сотрудничаем со всем специализированными интернет-порталами, где потенциальные покупатели могут увидеть объявление, в том числе «Авито» или ЦИАН, если речь идет о продаже квартир или автомобилей. Кроме того, у нас существует собственная обширная база клиентов, которые регулярно отслеживают появление новых объявлений. После размещения рекламы мы проводим торги среди всех заявившихся покупателей, а затем предоставляем продавцу отчетные документы: как была проведена рекламная компания, кто победил в торгах, и по какой цене он готов приобрести имущество.  После этого заказчик принимает решение, готов ли он заключить контракт.

– Как воспользоваться сервисом?

– Потенциальный покупатель может обратиться в наш колл-центр, где ему подробно объяснят, что надо сделать. Для участия в позиционных продажах существует упрощенная регистрация, не требующая ни электронной подписи, ни полной аккредитации. Если покупатель хочет приобрести крупное дорогостоящее или недвижимое имущество, он должен пройти аккредитацию, иметь электронную подпись и быть готов внести задаток. Задаток потом перечисляется продавцу как аванс.

– Насколько выгодна реализация имущества через площадку для продавца?

– При проведении аукциона срабатывает эффект азарта. Чаще всего это бывает при продаже квартир, автомобилей. У нас были случаи, когда выставленный за 30 000 рублей автомобиль продавали за 300 000. В среднем имущество продается на 20-50% дороже первоначально заявленной цены, а недвижимость, особенно крупные объекты, на 5-10%.

С каждым годом наш сервис становится все более популярным. Заказчики поняли, что избавиться от ненужного имущества довольно просто, но при этом выгодно, и начали включать это в KPI ответственных сотрудников. Так что время, когда неликвиды отдавали по балансовой стоимости или вообще задаром, остается в прошлом.

– В каком направлении вы планируете развивать сервис?

– Мы активно продаем не только имущество, которым заказчики уже не пользуются, но и их продукцию. Например, один из наших крупных клиентов Выксунский металлургический завод начал продавать через наш сервис колеса для железнодорожных вагонов. Мы выступаем агентами, то есть организуем и рекламную кампанию и саму процедуру торгов. Результаты показали, что торги помогают реализовывать продукцию дороже, чем завод это делал раньше.

Еще один новый проект мы запустим уже в этом году совместно с «Газпромнефтью». Мы начнем реализовывать неликвидное и невостребованное имущество совсем по-другому. Это будет совершенно новая платформа – более гибкая и удобная для заказчиков. Но секреты пока раскрывать не будем. Сейчас проект проходит пилотную обкатку.