Как известно, главным результатом перевода еще в 2005 году системы закупок в электронный вид должна была стать ее прозрачность и открытость, предоставление всем участникам рынка равнозначного доступа к финансовым ресурсам частных компаний и госзаказчиков. Но до этого времени достичь планируемых результатов так и не удалось. Отдельные предприниматели и чиновники проявляют настоящее мастерство при обходе законодательных ограничений.
Наличие отдельных фактов мошенничества и сговора, подчеркивают в Ассоциации Участников Закупок, совсем не значит, что добросовестные участники торгов беззащитны и беспомощны. Каждый участник при желании может выявить нечестные договоренности в закупке и легко пресечь зафиксированные нарушения, достаточно знать несколько приемов, используемых мошенниками, или использовать специальное программное обеспечение, предоставляющее статистику по всем закупкам в стране.
Таким образом, на что необходимо обращать внимание, чтобы определить, есть сговор в данной государственной закупке или его нет.
В первую очередь это сроки исполнения заказа. Если в условиях закупки указаны нереально короткие сроки для выполнения большого объема работ (наиболее часто встречается в строительстве), то это практически 100-процентно договоренность с определенной фирмой. Как правило, в таких случаях объект уже построен, а проведение торгов – простая формальность.
Второе свидетельство нечестной закупки – завышенная стоимость контракта. Если стоимость предмета госзакупки завышена, по сравнению со среднерыночной, например, в 10 раз, то очевидно, что в этом заказе уже планируется откат.
Отсутствие конкретики в конкурсной документации – это тоже признак сговора в закупке. Если в заказе отсутствует четкое описание товара или услуги, не указанно его фиксированное количество, скорее всего, описание готовилось под "нужного" участника.
Также о наличии определенных договоренностей свидетельствует противоположная ситуация – максимально подробное описание, когда указываются детали, не присущие другим изделиям на конкурентном рынке. Например, полное техническое описание мебели конкретного производителя.
Еще одно прямое указание на сговор участников аукциона – это запутанные условия, когда информация о товаре или услуге размещена в разных частях конкурсной документации, в том числе там, где ее вообще не должно было быть.
Кроме названных признаков, участники сговора часто практикуют махинации с файлами конкурсной документации. Как правило, искусственно увеличивается количество файлов в заявке, иногда до нескольких сотен страниц, вводятся фоновые изображения на документы, чтобы сделать невозможным их дальнейшее сканирование и автоматическое распознавание для "ненужных" исполнителей.
Кроме названных, есть еще множество способов заставить добросовестных участников отказаться от участия в закупке, причем на всех этапах ее проведения. Поэтому эксперты рекомендуют при выявлении нарушений не отказываться от участия в торгах, а заставить заказчика изменить условия или вообще ликвидировать сговор. Для этого достаточно отправить в ФАС обоснованную жалобу, тогда закупку отменят, и лот будет выставлен на торги повторно. А это практически всегда гарантирует победу добросовестной организации.
В Ассоциации Участников Закупок подчеркивают, что именно обращение в ФАС является наиболее действенным рычагом давления на нечестных заказчиков. Как свидетельствует статистика, в более 75% случаев отказ от сговора следует сразу после первой жалобы в контролирующие службы. Заказчики предпочитают не привлекать к себе внимания. А часто у них нет времени даже на судебные разбирательства, поскольку любой заказчик заинтересован в оперативном выполнении заказа.