Главное об электронных закупках

Как обеспечить прозрачное сопоставление заявок участников закупки

Понятное и прозрачное сопоставление заявок участников закупки является профилактикой спорных ситуаций, а также во многих случаях оказывается защитой от претензий со стороны контролирующих органов. Поэтому важно знать, как правильно обеспечить сравнение участников тендера и выбрать победителя.

Как обеспечить прозрачное сопоставление заявок участников закупки

Эксперты утверждают, что самый простой и популярный способ сопоставления в госзакупках – это сравнение по принципу "Кто дешевле". В случае применения этого способа победителем признается участник, предложивший самую низкую цену, заявка которого признана соответствующей закупочной документации. Данный метод наиболее часто используется при проведении аукционов и запросов котировок. Он идеально подходит для типовой продукции, но если речь идет о закупках товаров, не принадлежащих к категории массового употребления, сложных приборов, услуг или работ – принцип "Кто дешевле" не оправдывает себя.

Если есть необходимость сопоставить не только предложенную участниками закупки стоимость, но и качество закупаемых работ, то используется более сложный и более результативный метод – дифференцированная система сравнения. Как правило, баланс "цена – качество" заказчик фиксирует в закупочной документации при объявлении закупки. В этом случае не важно, какой способ был выбран заказчиком при сравнении (весь алгоритм в одном разделе или отдельные расчеты по каждому из критериев), важно, чтобы после изучения закупочной документации поставщик смог составить сводную табличку критериев сравнения, которые в каждом отдельном случае будут свои.

По схематической матрице работает и закупочная комиссия, соотнося данные каждого из критериев с конкретной ячейкой и присваивая им соответствующий бал. Далее полученный бал умножается на удельный вес, соответствующий данному критерию, итоговые баллы суммируются, и после сравнения полученных результатов определяется победитель.

Независимо от того, по скольким критериям будут сравниваться предложения поставщиков, заказчик должен четко определить порядок присвоения баллов по каждому из них и зафиксировать это в закупочной документации. Кроме этого, при составлении требований к заявке участника необходимо учесть, что она должна быть составлена так, чтобы закупочная комиссия смогла легко отыскать информацию для заполнения ячеек сопоставительной матрицы.

Как базовый вариант эксперты рекомендуют использовать многокритериальное сопоставление с указанием диапазона по каждому критерию, чтобы каждый участник закупки мог сам подсчитать свои баллы. Стоит отметить, что на сегодняшний день некоторые электронные площадки уже  предлагают автоматизированный вариант такого подсчета.

Еще один вариант сопоставления – это присвоение баллов по критерию, в котором одной из переменных выступает "лучшее из поданных предложений". Специалисты заявляют о несовершенстве такого варианта, но именно он рекомендован методологией контрактной системы.

Еще один вариант сопоставления заявок участников закупки (вызывающий наибольшие сомнения) – это когда присвоение баллов проводиться голосованием комиссии. Но и он в некоторых случаях оказывается необходимым.

Еще один важный момент, который необходимо зафиксировать в закупочной документации – это удельный вес каждого из критериев. В противном случае порядок сопоставления по закупке вполне обоснованно будет признан непрозрачным.

Стоит отметить, что сейчас заказчик пока не обязан составлять итоговый протокол или перечень информации проведенного сравнения, но заказчики заинтересованы в обнародовании результатов, из которых ясно, кто победитель закупки. Сейчас сделать сведения о выборе победителя наглядными можно несколькими способами. В случае электронного аукциона достаточно отразить в итоговом протоколе цену, предложенную каждым из допущенных участников. Если речь идет о конкурсе или другой многокритериальной закупке, в итоговый протокол можно включить те данные, которые повлияли на выбор победителя.

Таким образом, еще до официального объявления имени победителя госзакупки, он очевиден. А если по каждому критерию представить также имеющиеся значения, то каждый участник сможет самостоятельно пересчитать итоговый бал своих конкурентов.